Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Люди, родившиеся в конце XX века, - самое умное поколение в истории

Сегодня все тексты льют бальзам на мои излюбленные мозоли

https://snob.ru/selected/entry/56991

Размышляя о своем месте в истории, прихожу к парадоксальной мысли: мое поколение умнее всех людей, когда-либо живших на земле. Мысль эта, собственно, состоит из двух частей. Во-первых, мы явно разностороннее и образованнее наших родителей и прародителей (притом что они ужасно милые и трогательные, конечно). Во-вторых, нынешняя молодежь — это вообще что-то с чем-то. Таким образом, получается, что люди, рожденные после середины ХХ века, — особая точка истории и прелесть что такое по сравнению со всеми прочими. Налицо грубое нарушение временных симметрий. Иллюзия или факт?

Что касается предков, тут вопрос непростой. Одна моя знакомая, к примеру, оспаривает этот тезис: она считает, что ее предки дают ей сто очков вперед по всем направлениям. Она не читает свободно на шести языках, не свергала правительств небольших европейских государств, не написала ни одной докторской диссертации, и даже в раздолбайстве своем далеко не дотягивает до уровня предков: не умеет толком передергивать при сдаче карт и не проиграла ни одного фамильного поместья. Обсудив ситуацию, мы решили, что моя иллюзия — типичный артефакт «поколения акселератов» (а за бугром примерно так же чувствовало себя более раннее поколение «бэби-бумеров»). Именно нам с детства говорили, что мы самые лучшие и будем жить при коммунизме, а все плохое осталось позади. Кто родился в 1970-х и заматерел в 90-х, те, напротив, склонны к самоуничижению. Родившиеся после 1981-го — опять триумфаторы. Так что тут не сразу понятно, где аберрация зрения, а где зерно истины.

А вот вопрос с потомками совершенно ясный. Тот факт, что грядущие по нашим стопам будут тупее нас, не оспаривает никто (по крайней мере из тех, к чьему мнению я готов прислушаться). И, как выясняется, он получает все больше серьезных научных обоснований. Многие из них собраны в прекрасной книжке Робина и Саманты Хениг Twentysomething: Why Do Young Adults Seem Stuck?

Вот, например, один факт. Новые поколения практически неспособны запоминать информацию: им это не нужно, поскольку «в Яндексе найдется все». Чтобы убедиться, насколько быстро атрофируются невостребованные функции мозга, в 2011 году группа психологов во главе с Бетси Спэрроу собрала 60 студентов и попросила их записать (настучать на компьютере) список фактов. Наподобие того, что «глаз страуса больше, чем его мозг». Половине студентов сказали, что файл будет сохранен. Другую половину предупредили, что файл погибнет тотчас после завершения работы. После выполнения задания исследователи опросили студентов на предмет того, много ли они запомнили. Оказалось, что те, кто был уверен, что факты хранятся где-то на диске, не запомнили почти ничего. У другой половины результаты запоминания были вполне сносные. Мораль: полагаешься на Google — не удивляйся усыханию мозга.

Более того: возможно, и не в «Гугле» дело, а в самой клавиатуре компьютера. Карин Харман Джеймс из университета Индианы попросила студентов пересказать содержание некоего текста тремя способами: напечатав на компьютере, написав на бумаге печатными буквами или написав обычной «письменной» скорописью (этот навык многими вообще почти утрачен). Спустя неделю она попросила студентов еще раз пересказать устно содержание отрывка. Те, кто писали скорописью, справились с заданием лучше всех, а печатавшие на клавиатуре практически не справились вообще.

(Может, именно поэтому мое поколение особенное, не похожее ни на предков, ни на потомков? Уже научились гуглить, но еще не разучились писать? К примеру, в редакции «Сноба» я, кажется, единственный, кто не может работать, не распечатывая на принтере промежуточные варианты статей, причем на этих распечатках я непременно делаю записи шариковой ручкой. Те, кто моложе, просто не понимают этой причуды: можно же открыть сразу много окон, делать копипейст, выделять текст разными цветами и т. п.?)

Сторонники прогресса и противники стариковского брюзжания возражают авторам этих исследований: да, компьютер и интернет повлияли на способ мышления, но не только негативно. Отпала необходимость запоминать, зато высвободились мощности мозга для решения более креативных задач. Команда из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса просканировала мозг 24 испытуемых, занятых поиском опять же в Google. Половина испытуемых были опытными гуглерами, половина — новичками. Оказалось, что у тренированных юзеров при поисках активируются куда более обширные зоны мозга, включая те, что отвечают за зрительные образы, принятие решений и сложные умозаключения. У новичков — только обычные зоны чтения и памяти. То есть, работая в интернете, современное поколение способно достигать таких высот духа, в какие мы возносились лишь после заучивания наизусть дюжин «стихотворений в прозе» Ивана Тургенева. А зачем их учить, если погуглить можно.

Впрочем, вопрос о том, насколько полезно (или вредно) запоминать много всякой всячины, не имеет ответа до тех пор, пока нейрофизиологи не выяснили, каким образом работает эта самая память. Про нее известно только, что обитает она в гиппокампе, а эту область довольно сложно вовлечь в какую-либо другую активность. В последнем номере Scientific American можно найти прекрасную статью о том, насколько экономно на самом деле устроена эта самая память. К примеру, исследователи нашли в гиппокампе нейрон, который активируется только в ответ на стимул «Дженнифер Энистон». Причем это может быть любая узнаваемая часть тела звезды, кадр из фильма с ее участием или просто звуки ее имени. В статье (написанной весьма видными специалистами в этой области) представлены доказательства, что память оперирует готовыми концепциями: например, небольшая группа нейронов хранит все, что связано с Дженнифер Энистон. А если вы случайно встретите ее, к примеру, на улицах города Осташкова (и эта встреча вам запомнится) — в вашем мозгу немедленно сформируется устойчивая связь между этой группой нейронов и той, где лежит концепция «Осташкова». Таких концепций у человека не так уж много — тысяч десять. Нейронов миллиард, так что хватит на всех кинозвезд с запасом.

Таким образом, не очень понятно, может ли наш отказ запоминать информацию каким-то образом улучшить быстродействие мозга (даже начисто забыв, кто такая Дженнифер Энистон, вы высвободите в лучшем случае несколько тысяч клеток, не способных ни к чему другому). С другой стороны, к примеру, мой дед на восьмом десятке мог подолгу декламировать Горация по-латыни, но регулярно терял паспорт (видимо, пустых ячеек на паспорт уже не осталось). После его смерти в доме нашли семь паспортов. А стихи Горация вообще неизвестно куда делись, так что непонятно, стоило ли оно того или нет.

В конце концов, решение дожить свой век по старинке каждый может принять самостоятельно, смирившись с возможными потерями. Для этого только нужно твердо верить, что наше поколение — самое лучшее в истории планеты, а все идущие после нас поражены червоточиной компьютерной эры. И от того, что ученые подтвердили эти мои подозрения, я почувствовал себя гораздо увереннее в своем закоснелом ретроградстве.

Девочки с возрастом тупеют, а мальчики умнеют.

Новости через 2 года: Сегодня нашла еще одно твердое подтверждение моя мысль о том, мальчики с возрастом умнеют, а девочки тупеют. Павлик получил по сочинению 93 балла. Чудовищное отставание в интеллекте перед Аней в возрасте 5 лет, завершилось интеллектуальным разгромом женского пола в рамках нашей семьи. И хотя Аня получила все пятерки в сессии, очевидно, что у нее нет естественной тяги к знаниям, как у Павлика.



Вообще, если отбросить всякую политкорректную чушь и результаты IQ (тут паритет), то очевидно, что мужчины в среднем умнее, чем женщины. Пациенты - МММ, данубасские пенсионерки, адепты Джуны - в подавляющем большинстве фемины. Почти все знаменитые философы мужчины, из 1000 лучших писателей, художников, ученых, режиссеров - 80-90% мужчины.



При этом лично я признаю, что несколько десятков, а то и сотен миллионов женщин во всем мире умнее, чем я.

Просто голая правда, ничего более того.






http://zheniavasilievv.livejournal.com/561192.html?thread=2623272



Вот и закончилась школа у старшей дочки. ЭГЭ по трем экзаменам – 70, 52 и 51 балла. Русский язык, история и математика. В сущности – ЦУСИМА.

Дочка научилась говорить в год. В 1,5 года она свободно говорила сложноподчиненными предложениями. В 2 года наизусть декламировала “Айболита”, “Мойдодыра”, многостраничные стихи вообще. В школе в начальных классах училась хорошо. Потом посыпались тройки. С каждым годом, несмотря на кучу репетиторов оценки становились все хуже и хуже. А закончилось все ужасно. Судя по всему, ее не возьмут ни на одно бесплатное отделение.

Сын на 2 года младше ее. Сдал уже 2 экзамена ГИА. Пятерка и почти пятерка. Математика и русский. Судя по всему, по истории и географии у него тоже пятерки будут.

Сын до 3-х лет не говорил вообще - мычал. В 7 лет еле-еле складывал слова в простые предложения. В начальной школе был град троек. Еще в 10 лет речь его оставалась очень нескладной.

К пятому классу тройки у него исчезли. К 9-му четверки стали отступать перед плотным строем пятерок. Я бы не стал муссировать этот частный случай, если бы не видел, как часто и бесповоротно бывшие отличницы отступали перед вчерашними хорошистами-мальчиками и в школе, и, особенно, в ВУЗах. По моим наблюдениям в карьере, в любой почти профессии, женщины постепенно отступают перед мужчинами. Даже перед даже бывшими мальчиками-троечниками.

Примеров такой рокировки я наблюдал в жизни массу. МАССУ, ЧУДОВИЩНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИМЕРОВ я видел. Я не утверждаю, что мужчины умнее, чем женщины. Тем более, не говорю, что мудрее. Я знаю, что есть миллионы, сотни миллионов женщин, которые умнее, чем я. Тем не менее, факт постепенного женского отупения в сравнении с мужчинами – для меня неоспорим. Уж, извините. Отчего это происходит?

У меня есть свои догадки на этот счет. Но хотелось бы услышать Ваше мнение, о, друзья.
Poll #2013582 Интеллект

Кто умнее становиться с возрастом. Мальчики или девочки.

Мальчики
3(100.0%)
Девочки
0(0.0%)
Нет разницы
0(0.0%)

ОТЧЕГО ДЕВОЧКИ С ВОЗРАСТОМ ТУПЕЮТ, А МАЛЬЧИКИ - УМНЕЮТ?

Вот и закончилась школа у старшей дочки. ЭГЭ по трем экзаменам – 70, 52 и 51 балла. Русский язык, история и математика. В сущности – ЦУСИМА.

Дочка научилась говорить в год. В 1,5 года она свободно говорила сложноподчиненными предложениями. В 2 года наизусть декламировала “Айболита”, “Мойдодыра”, многостраничные стихи вообще. В школе в начальных классах училась хорошо. Потом посыпались тройки. С каждым годом, несмотря на кучу репетиторов оценки становились все хуже и хуже. А закончилось все ужасно. Судя по всему, ее не возьмут ни на одно бесплатное отделение.

Сын на 2 года младше ее. Сдал уже 2 экзамена ГИА. Пятерка и почти пятерка. Математика и русский. Судя по всему, по истории и географии у него тоже пятерки будут.

Сын до 3-х лет не говорил вообще - мычал. В 7 лет еле-еле складывал слова в простые предложения. В начальной школе был град троек. Еще в 10 лет речь его оставалась очень нескладной.

К пятому классу тройки у него исчезли. К 9-му четверки стали отступать перед плотным строем пятерок. Я бы не стал муссировать этот частный случай, если бы не видел, как часто и бесповоротно бывшие отличницы отступали перед вчерашними хорошистами-мальчиками и в школе, и, особенно, в ВУЗах. По моим наблюдениям в карьере, в любой почти профессии, женщины постепенно отступают перед мужчинами. Даже перед даже бывшими мальчиками-троечниками.

Примеров такой рокировки я наблюдал в жизни массу. МАССУ, ЧУДОВИЩНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРИМЕРОВ я видел. Я не утверждаю, что мужчины умнее, чем женщины. Тем более, не говорю, что мудрее. Я знаю, что есть миллионы, сотни миллионов женщин, которые умнее, чем я. Тем не менее, факт постепенного женского отупения в сравнении с мужчинами – для меня неоспорим. Уж, извините. Отчего это происходит?

У меня есть свои догадки на этот счет. Но хотелось бы услышать Ваше мнение, о, друзья.

Отчего у немцев нет чувства юмора

Сколько я не смотрю пока немецкие фильмы, столько больше убеждаюсь во мнении, что у немцев напрочь отсутствует чувство юмора. Хоть режьте меня, хоть жгите, я в этом своем мнении окончательно укрепился.

В Германии есть культовая комедия - “Пунш из жженого сахара”. Фильм был запрещен долгие годы потому, что был снят при Адольфе Гитлере 1944 году, но потом в 1969 году его разрешили и картина имела бешеный успех. Многие годы спустя “Пунш из жженого сахара” в ФРГ демонстрировали на новогодние праздники, как у нас “Иронию Судьбы”.

Сюжет фильма развивается в 19 веке и посвящен школьным проделкам. Начинается действие с того, что собираются в бирхофе три 65-летних старикана и начинают вспоминать школьные годы чудесные, хохочут над тем, что 50 лет тому назад они подкладывали иголку под зад учителя и рисовали мелом на школьной доске карикатуру.

Потом приходит старикан чуть помладше - лет 55-ти. Выясняется, что он не ходил в школу, а образование получил с гувернерами. В 55 лет – он уже именитый пейсталь, журнализд, то се. (У меня подозрение, что всех молодых актеров просто в 1944 году забрали в Армию).

Но сей пробел в образовании друзья решают устранить – отправляют его в 12-ый что ли класс провинциальной школы под видом молодого. Пейсталь одевает шортики, очечки и якобы выглядит мальчиком (на самом деле семикратным второгодником-имбецилом) и вот он снова начинает куролесить в школе, приобщается якобы к Школьнаму Йумару – подсказывает двоечнику, (такому же инвалиду Вермахта) показывая солнечным зайчиком на карте как двигались по Европе готы – немцкий зрители тут якобы ржут как лошади. И так далее.

Я представляю, какой разрыв шаблона был бы у немецких школяров, если бы они попали в русскую или советскую школу времен Гай-Германики или даже Чучела или даже Визбора:

“Зверю-директору он партой угрожал,
И парту бросил он с шестого этажа,
Но, к сожалению, для школы, не попал”

А так, конечно, солнечные зайчики.

В подавляющем большинстве немецких фильмов герои могут часами рассказывать, что они опоздали на работу потому, что трамвай в этот день пришел на 20 секунд раньше. А потом это опоздание еще раз 5 обсосать – со сослуживцами, с любовницей, с женой, с друзьями и с собакой – и все это: подробно, долго и без тени иронии.

Мне кажется, что немцы смогли осуществить столь широкий экстерминатус народов лишь оттого, что у них еще и чувство юмора отсутствовало. Посмотрите на нацистские парады или квадратные танки – это же смешно. Только идиот может не смеяться, глядючи на надутого Геринга или немецкого официра – предмета насмешек сотен анекдотов и фильмов других стран.

НО! Есть 1 исключение в немецком кино. Клаус – водитель погрузчика, но тема йумара еще больше объясняет Гитлера и К.

Поколение 70-х против Поколения 80-х. Советское школьное кино и Путинская Эпоха.

Феномен “советского школьного кино” связан не только с кино, а еще и со “Школой” как таковой. Каким-то странным образом “Школа” в эпоху застоя стала одним из центральных векторов жизни. Почти все знаменитые школьные фильмы были сняты при Брежневе. До Брежнева школьное кино только зарождалось, после Брежневе оно начало умирать.



Я уже писал, что каждое десятилетие выдвигает те или иные социальные страты на первый план. “Нулевые” XXI-го века выдвинули чиновников и блоггеров. 90-ые - бизнесменов и братанов. 80-ые – рокеров и андеграунд. 60-ые - лириков, физиков и космонавтов. 30-е - летчиков и танкистов. 60-ые и 70-ые годы XIX века – разночинцев и интеллигентов. 90-ые годы XIX века промышленников и банкиров. Екатерининское время подняло дворян на немыслимую высоту и так далее.



А вот 70-ые годы XX века выдвинули “школьников”. “Школа”, “молодой педагог”, “директор-новатор” – вдруг попали под фокус общественного внимания в нашей стране. Почему? Об этом чуть попозже. Потом уже в 80-ые и 90-ые “Школа” и вообще система образования, в том числе и ВУЗы, ушли на периферию жизни. Я был свидетелем ослабления накала образования, остроты школьной и университетской жизни, поскольку учился почти беспрерывно с 1975-го по 2000 год. У меня была школа, 2 универа, с перерывом на армию, потом 5 лет аспирантуры.



Помню, что в 1977 году какая-нибудь контрольная ГОРОНО приравнивалась к “высадке человека на Марс”, то в 1999 году студенты Нижневартовский ВУЗов, мои друзья, сдавали экзамены по любому предмету наобум. Часто кафедры вводили предмет уже в конце семестра. Давали 4 дня на подготовку. Все приходили, списывали открыто из учебников, препод отворачивался или вообще уходил из аудитории. Студиозы получали свои пятерки в зачетки и уходили счастливые. Я этого до сих пор не понимаю такой учебы. В чем смысл?







Так вот, почему “Школа” стала столь интересна для кинорежиссеров в 70-ые годы? Дело в том, что тогда советская этика загнивала и воняла вовсю. Режиссеры и сценаристы заметили, что гнила и воняла она именно в среде школьников. Это поколение было водоразделом, волнорезом, отделявшим социализм и романтизм 60-х от зарождавшегося индивидуализма и буржуазности. Конфликт в этом кино происходил из-за наступления бесчисленных циников и прагматиков как на старый сталинисткий педсостав, так и на романтиков “молодых педагогов” – “социалистов с человеческим лицом”, а также недобитых пока сентименталистов Лопухиных из среды одноклассников. Посмотрите на Лаврика из картины в “Моей смерти прошу винить Клаву К”, на комсорга Глеба из “100 дней после детства” и все поймете. Типичные Дмитрии Медведевы.





В 90-ые эти школьники 70-х были еще молодежью. Они были повернуты на обогащении. Многие шли в бандиты. Кое-кто к концу 90-х начал "подниматься" в бизнесе. Это поколение в детстве страдало материальным культом, поэтому с жадностью поглощало новые рестораны, курорты, автомобили или исходило гавном, если не получилось. В любом случае поколение 70-х в тараканьих бегах было циничино и настроено на победу любой ценой. Наконец, в “нулевые” школьники из Совкино пришли к власти. Путинская эпоха выросла из детей 70-х как бурьян в поле. Те, из школьников кому недосталось “Фордов Фокусов” в 90-ые возрадовались и уехали в Анталью, крича Путину – ура. Кроме того, бытование ребенка в 70-ые годы очень сильно зависело от авторитетов, в частности от авторитерета “Школы”, “Учителя” поэтому дети 70-х склонны к подчинению.

Путинская эпоха являет собой жизненный расцвет тех школяров 70-х.








А где-то с 2006 года повылазило новое поколение. Это генерация леваков-хипстеров, часто чурающихся карьерного роста, не стремящихся как дети 70-х к заработкам любой ценой. Их не удивишь сникерсом. Они с детства видят 100 сортов колбасы в супермаркете и не падают в обморок. Поэтому это поколение более интеллектуально, более возвышено, но интеллекутально оно весьма по-своему. У них совсем иной культурный код. Они много путешествуют, знают иностранные языки, сидят в Интернете сутками и они не привыкли к подчинению. В основном в больших городах это раздолби, кидалты, то есть kid-adults. К 2010 году они уже подминают потихоньку детей 70-х - циников-путинистов. Как это ни странно они формируют базис для нового социализма. Они склонны его идеализировать, склонны вообще больше мечтать.

Но все, же в чем-то дети 1980-х уступают детям 1970-х. Мышление детей 70-х - книжко-центрично, а мышление детей 80-х интернето-центрично. И хотя дети 1980 года более эрудированны, имеют больший объем знаний (это мое личное мнение) они проигрывает детям 1970 года в глубине мышления, так как читают несколько простоватые тексты в сети.



https://zen.yandex.ru/media/id/5ce28cca6ae53300b438f79c/pokolenie-70h-protiv-pokoleniia-80h-5cfe584a1dcee700b0e1f4e2

Умер Филатов

originally posted by maxilla_k в Чтобы помнили.

Семь лет назад, 26 октября 2003 года, не стало Леонида Филатова. Похоронен он на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Высоцкого.

могила Филатова
«могила Филатова» на Яндекс.Фотках

Я много раз видел его в спектаклях театра на Таганке (и даже в "Современнике"), студентами мы до дыр заслушивали кассету с записью его пародий "Таганка-75": http://litparody.ru/autors/filatov-leonid/, восхищались и восхищаемся его замечательными пьесами. Светлая память вам, Леонид Алексеевич!

P.S. Моя рецензия на мультфильм "Про Федота-стрельца, удалого молодца" здесь: http://maxilla-k.livejournal.com/102354.html

"Школьное" кино Советского Союза. Часть 1.

- “Я люблю тебя, Туся”
- “Так не бывает”
- “Бывает”
- “Ты всю жизнь будешь любить Клаву К”
- “Так не бывает”
- “Бывает”

- Приблизительно так разговаривали влюбленные отроки во вселенной “школьного” совкино и поэты всех времен и народов. И надо же. Они оказались правы.

Collapse )

Я не Я и кучка не моя или одноклассники и галактические путешествия

 Одноклассники - лишь наследники тех детей, которые существовали 25 лет назад. К этой мысли я пришел давно, но с появлением ресурса "Однокласники" мое убеждение только усилилось. 40-летний "одноклассник" менее похож на самого себя, чем другой школьник из того времени на него был похож 20 лет назад. И это не преувеличение. Посмотрите, как разнятся вкусы, привычки, поведение, мышление и устремления разных школьников между собой и как разнятся вкусы, привычки, вкусы, поведение и устремления взрослого человека и ребенка. Не только полностью меняется физический состав человека за эти годы, но и психологическая карта личности тоже. (Кстати, я этому рад. Вдруг сблизился с теми из одноклассников/одногрупников, к которым я был страшно далек, и, наоборот, исконные друзья детства, померкли для меня и мы стали друг другу неинтересны).  

 

Как-то лет 15 назад я задумался над одним парадоксом. Я никак мог найти его решение. Назвал я его Парадоксом телепотрации. В фантастических романах среди способов путешествия между галактиками упоминался такой: Вас сканируют, запоминают с аптекарской точностью. Фиксуруют все ваши молекулы, атомы, нейтрино, нуклоны в цифровом формате и пуляют куда-то за сиксилионы километров в даль. Там, на другом конце Вселенной, вас снова собирают по крипичикам. Таким образом, Вы без шума и пыли летаете между галактиками.

 

Позвольте, тут я подумал: А как же быть с Я, которое осталось здесь, на Земле?” Получается, что меня и кокнуть можно без ущерба? То, далекое космического Я, ведь, будет УВЕРЕННО в своей подлинности. (Ну прямо как проблема из Соляриса Тарковского, правда, там качество копии было не ахти).

 

А недавно мне вдруг пришло в голову странное решение: C точки зрения, идентичности нет никакого парадокса! С точки зрения подлинности никого особого ущерба не будет, если меня тут кокнут! По крайней мере, ущерб будет меньший, чем ущерб от обычного 8-ми часового сна.

 

На самом деле, Я сегодняшний - это уже не Явчерашний. Я – лишь наследник того вчерашнего Я, копия гораздо более низкого качества, чем фантастическая из романа. Только там путешествие проходит в пространтве, а тут во времени. Разница между двумя Я едва уловима. Эти изменения на протяжении многих месяцев не замечаются ни тобой, ни окружающими. На протяжении 70-80 лет мы имеем дело не с одним человеком, а с 3-4 его наследниками во времени.

 

PS. Наблюдая за одноклассниками, за утратой их идентичености, я, однако, не замечал, никакой утраты у людей, которых я узнал в 27/28-летнем возрасте и далее. Они эти 27-28-летние, как, впрочем, и 30-40 летние НЕ изменились за прошедшие 20 лет в той степени, при которой можно было бы говорить об утрате преемствености.