zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

КТО УБИЛ КИНОКРИТИКУ

Буквально на второй день после выхода книги “Наше странное кино” мне и моим соавторам - Елене Комиссаровой и Денису Анурову пришло весьма прельстивое предложение участвовать в телепередаче на телеканале ТВ-3. Передача называлась “Кто убил кинокритику?” Послание же было полно восторгов по поводу новоиспеченного сочинения и приглашало участвовать в бурной дискуссии.

Ну и я поперся. Какая же это была ОШИБКА!

(По пути на телепередачу заскочил на Арбате в книжный магазин. Оказалось, что все экземпляры нашей книжки в тот день уже были с утра распроданы. Пришлось заказывать по интернету).

Уже не раз участвовал в телепередачах, даже и на Первом Канале, даже и домой с интервью ко мне приезжали. Но вот эта посиделка на ТВ-3 была наихудшей в моей жизни. Пока.

Хотел было написать сразу по горячим следам, да комп сломался, потом я уехал в деревню, потом вернулся в Москву, сломался уже другой комп, потом утонул в океане мелких дел.

Ну так вот.

1. Мы то думали, что выступать будем именно мы, но все оказалось гораздо хуже. Не только выступать не дали, но и организаторы повели себя настолько странно, что до сих пор я так и не понял, что это было. Слава Деве Марии, что Денис еще не приехал и особенно Елена из Питера! А речь шла о приезде!

2. Ну, в конце концов, можно было спокойно посидеть и послушать. Но и этому не суждено было сбыться. Встреча состоялась в харчевне “Community” на берегу Москвы-реки. Накрапывал грустный дождик. Я пошел за полтора часа к этому духану, который, как оказалось, и не заведение общепита, а нечто, что пытается быть всем на свете: библиотекой, борделем, ночным клубом, пивной, дискотекой, местом для съемок и знакомств. Я и чуть не заблудился, ибо пошел искать заведение сие прямо от его же двери. Я не прочитал названия сразу, поскольку буквы были ПЕРЕВЕРНУТЫ. Не врубился, ходил в какой-то институт и только потом мне объяснили, что “CMMTITITYY” и есть “Community”.

Пришел. Сел смиренно не в кресла подиума, а в первый ряд. Но тут к мне подбежала какая горная лань и прошипела, что “тут место не для Вас” и “идите куда-нибудь пересядьте”. Ну, ладно думаю: “тут воссядут какие-то маститые киноведы и будут с первого ряда кинокритику обсуждать c теми, кто на подиуме, а я послушаю”.

Сижу с краю во втором ряду. И тут из бузины откуда-то выныривает уже какая-то фемина обвешенная фотоаппаратами и деловито указывает, чтобы я пересел вглубь зала. Я и пересел полный смирения. Правда, думал, что это какая-то репортёрша из “Новой Газеты” или “Первого Канала” и ей нужно писать статью о мероприятии. Но тут пришла еще одна барышня и выгнала первую с места у прохода. При чем особо не церемонясь! Та, первая с фотоаппаратами горячо убеждала меня в необходимости быть ближе к проходу, но уступила место без сопротивления. А я еще раз пересел.

Думал, что столь великий интерес к этой телепередаче, столь большая толпа журналистов выльется в серию горячих и глубоких репортажей. Но сколько я не рылся в интернете, почти ничего не нашел. Зачем эта возня была я так и не понял.

Сижу тихо уже, никого не трогаю. И вдруг меня стали окружать какие-то мамзели с вином. Прямо в середину зала лезли по головам с фужерами. Дамы болтали языками и ногами, обсуждали недавнюю поездку в Римини, какого-то Макса и ржали как лошади. Создавалось впечатление, что тема телепередачи их не интересует нисколечко.

Еще до начала скоротечнейшей дискуссии в той комнате, где мы сидели была библиотека. Я попросил командиршу зала взять книжку почитать, все-таки, думаю, “Храм Просвещения”, “Передовой Ресторан”, "мультифункицональный центр". Но девица заявила, что “книги эти не для чтения, а для антуража”. Однако, спустя какое-то время вижу, что народ стал подходить и брать книжки, читать, обсуждать. Я как-то даже и заинтересовался, почему именно мне отказали-то?

И тут одна девка ногой разбивает бокал с вином. То есть она поставила винище на пол и показывала фотокарточки со смартфона подружкам. Осколки валялись на полу, а вино облило мне брюки. Не, я что-искренно в каком-то изумлении пребывал. Зачем приглашает человека куда-то, чтобы потом гонять его из угла в угол и его же заливать вином. В этот момент передача, которая шла 42 с половиной минуты закончилась. Встает Антон Долин или ведущая, я уже не помню, и возвещает: “Господа, дискуссия закончилась, а теперь добро пожаловать на фуршет!”

Орда голодающих любителей кинокритики рванула в какое-то полуподвальное помещение и стала сметать со стола самые маленькие канапе, что я видел в своей жизни. Подавали тунец, лосось, кейл и, кажется, рикотто. Все-это было ужасно безвкусно и самое главное, порции были столь малы, что ничего почувствовать было невозможно. Вино, как водится, кислятина на донышке. Ни опьянения, ни вкуса оно не давало.

Я не побежал на этот общий фуршет, ибо попробовал чуть-чуть этих бутербродов перед телепередачей. Помнил я ужас множества фуршетов в том числе и на званном вечере на ММКФ, когда полуторатысячная толпа снесла поля накрытых столов и мало кому-что досталось. Мне вообще идея фуршета на ногах и на мероприятиях – не близка. Закуски всегда мало, а голодных кинокритиков – много. Народ толпиться, толкается, так стыдно становиться, совместно что-ли. Перегибаешься через весь стол и тянешься за лососем, а тут его у тебя уже и далекий лосось умыкнули, и ближний балык спионерили, пока тянулся.



Да, повторяю, пришел я на телепередачу намного раньше оговоренного времени, потому, что выработал в себе железное правило – приходить везде за час-полтора, чтобы уже никогда нигде не опаздывать. Раньше эти опоздания мне дорого стоили, а теперь я как огурчик всегда первый прихожу. Ну и попробовал эту мерзкую снедь.

3. Самая дискуссия была тусклой, пустой, неинтересной и никак почти не казалась громогласной темы “Кто убил кинокритику”. Я был на аналогичной телепередаче на “Дожде”, где также обсуждали трудности кинокритики. Вот тогда все было славно. Тогда участвовали Борис Нелепо, Зинцов и иные знаменитые кинокритики. Тогда было высказано множество плодотворных идей, говорили и о Сьюзан Зонтаг, и о нишевой кинокритике, коей представитель Борис Нелепо, о переходе кинокритиков в кураторы фестивалей и лекторы, о кинокритиках, которые в одиночку в 20 веке могли убить фильм, об Арнхайме, о Барбато, о кинокритиках, пишущих на Потребу дня и киноведах, которые сочиняют ради Вечности, о Джиме Хобермане, и так далее, и тому подобное.

В этом же раз почти ничего сказано не было. Выступающие говорили преимущественно не о КИНОКРИТИКЕ, А КОММЕНТАХ В СОЦСЕТЯХ.

Из семерки выступающих было полтора дельных человека. Антон Долин и Ситора Алиева. Но Антона Долина и журнал “Искусства кино” я читаю постоянно. Смотрю его лекции в youtube. Особенно нравятся мне его мысль о том, что кинокритик – это противоположность кинорежиссёра, сценариста. Поскольку у кинокритиков, якобы, работает преимущественно “правое”, аналитически полушарие, а у режиссеров – “левое”. Режиссер может быть и глупым, но блестящим творцом, а кинокритик может быть мудр аки Змей, но если сядет и снимет кино, то получится “Холодный Фронт”. (Французская Новая Волна как бы не в счет).

Интересную тему подняла Ситора Алиева. Она утверждает, что во всем мире журналы захватили БЕСПЛАТНЫЕ КИНОКРИТИКИ, которые пишут не ради денег, а ради Славы, Любви к Кино, и за поездки на кинофестивали (и на фуршеты).

Остальные мычали что-то, урчали, но, как я понял, ничегошеньки о кинокритике не знают, поскольку не прочили и 1 критической строчки в последние 5 лет. Все признавались в любви к журналу “Искусство кино”, но было ясно как Божий День, что последний раз этот журнал они читали в институте. Все режиссеры и продюсеры читают сейчас не ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КИНОКРИТИКУ, а СОЦСЕТИ. Мониторят в основном комменты с лайками и исключительно о СВОИХ СОБСТВЕННЫХ фильмах и сценариях. При чем читают яростно, люто и ревниво. Это относится и к Меркуловой, и к Сельянову, и Мешкенене. Зачем их пригласили на эту полемику, я вообще не понимаю, лучше бы пригласили на пару к Долину: Солнцеву, Манцова, Горелова, Комма, Клеймана, Матизена, Райтгауза, Тютькина и Буныгина на самолете бы лучше привезли, да хотя бы даже и Юсева бы взяли. Каждый бы из них в 20 раз больше рассказал о кинокритике, чем эти продюсеры и режиссеры.

Сайфуллаева вообще ляпнула: "Я читаю всё, и даже запоминаю негативные комментарии и имена их авторов. Люди жестоки! Но если в потоке интернет-негатива я встречаю теплые слова, то это очень заряжает меня работать дальше. Но при этом автор так устроен, что отзыв критика или любителя с эмоциональной точки зрения для него равнозначен",

Самое смешное, что на эту телепередачу народ собирается за час. Потом обсуждают что-то 40 минут, а потом еще на полтора часа все это заедают лососятиной. Вот на “Закрытом показе” – при всем моем скептическом отношении к этой телепередачи, все было нацелено на обсуждение темы – то есть фильма. Все, что до обсуждения и после не имело никакого полового значения. Сам же фильм крутили и вертели и так, и этак. И раз этак.
Tags: Кинокритика, телевидение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments