zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ОБРАЗ ТРОИЦЫ В ИСЛАМЕ

“Али-Гуссейн - человек-бассейн.
Выпьет жидкости ушат и проглотит лягушат”.


Каждый, кто когда-либо начинал сравнивать (без должной подготовки и рвения) вероучение магометан и христиан не мог не изумиться тому, насколько христианские догмы – тоньше, парадоксальнее и глубже, чем магометанские. Взять хотя бы Троицу – столп и основание Христианства. В Христианстве Бог един по Существу, но имеет три Лица (Ипостаси), каждое из Которых обладает полнотой Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Святые Отцы, раскрывая и изъясняя догмат о Троице, говорили о том, что Отец — не сотворен, не создан, не рожден; Сын — предвечно рождается от Отца; Святой Дух — предвечно от Отца исходит .

Каково! Великие Отцы-Каппадокии – Григорий Нисский, Григорий Назианзин и Василий Великий воздвигали идею Бога на недосягаемую высоту. Бог – един, и в то же время троичен, Христос – Сын Отца, но в то же время Несотворен. Налицо абсурд, нелепица, но христианство благодаря Тертуллиану, вовсе не чурается абсурда, а встает под его знамена.
Знаменитая максима Тертуллиана Credo quia absurdum est («верую, ибо абсурдно», то есть метафизично в понимании) является парафразом фрагмента его сочинения «О плоти Христа» (лат. De Carne Christi), где в полемике с гностиком Маркионом он пишет (De Carne Christi, 5.4):

Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile.

Что в разных вариантах перевода предстаёт следующим образом:

• И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно.
• И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно .

В Христианстве Бог – непостижимое для простого ума понятие, и в этом таится его достоинство, и божественность. Но, одновременно, Христос, одна из его Ипостасей – есть Человек, которого можно больно бить плеткой.

В магометанстве все не так. На первый взгляд.

Исповедание Исламской Веры или Шахада звучит так: “Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха”, араб. Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах).



Вот так дешево и сердито. Бытует ложное представление, что мусульмане исповедуют якобы одного Бога, простого как чугунная гантель, и Магомет пророк его. Обычно о магометанах думают, как диких сынах Пустыни Аравийский, которые создали максимально простую религию, доступную для бедуинов и дехкан. Неслучайно, что, когда жестокосердные сарацины овладели Палестиной, Египтом и Сирией, то большинство жителей бывших Византийских провинций тотчас перебежало к завоевателям, отбросило Отеческую Веру, многомудрое греческое богословие, уходящее своими корнями в эллинистическую философию Платона, Фалеса и Аристотеля и приняло якобы убогое магометанство.

Семито-хамитское население Ближнего Востока всегда было рассадником и христологических и тринитарных ересей, под ударами которых она еле-еле выжило. С другой же стороны, оно укрепилось в добродетели, и догматике.

Так, например, грозная ересь Арианства зародилась в Александрии - в тогдашнем стольном граде Египта. Несторианство пустило корни в Ассирии, а ересиарх Несторий, хотя и был Константинопольским патриархом, но родился также в Египте, в оазис Ибис. Монофизитство также больше всего распространилось в Египте, Абиссинии и Эритрее – у семито-хамитских народцев. Все эти ереси, несмотря на явную враждебность учений по отношению друг к другу, неизменно упрощали и вульгаризировали парадоксальное христианство, выделяя, то Человеческое, то Божественное в Иисусе Христе, то вообще не считали его равным Отцу.

О, да, что там богословие. Неприятно впечатление оставляют и тупые магометане, собирающиеся в круг и выплясывающие лезгинку. Кажется, что далеки они от высоких образцов смирения, послушания, нестяжания, умения получать наслаждения от боли и унижения. Нет, вот дать кому-нибудь в пилораму, зарезать кого-нибудь, унизить, обидеть словами – это у них не отнять. В Евангелии у Матфея же сказано: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное . В Коране же мы находим порой и такие призывы Аллаха (сура 8 аят 12): “Я - с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы” .

Если посмотреть на то, как распространялись после Благой Вести учение Христа, и учение Мухаммеда «Салла-л-Ла́ху алейхи ва саллам», основателя мусульманской уммы, то виден разительный контраст. Все 12 первых апостолов, учеников Христа, погибли мученической смертью. Павел был обезглавлен, Матфей – забит камнями, Симон Канаит заживо распилен пилой на Черноморском побережье Кавказа. Да и в первые века Нашей Эры, Церковь страдала, но не торжествовала.



Совсем иную картину мы видим в первые века магометанства. Ислам распространялся под зеленым знаменем Пророка и с кривой саблей в крепкой руке. Собственно, начало всех начал в мусульманстве – это завоевание Мекки 11 января 630 года. Магомет собрал своих приспешников в Медине, ворвался в город верхом на лихой верблюдице и казнил своих противников – курайшитов.

Путем завоевательным походов сарацины меньше за 100 лет покорили громадную территорию, простирающуюся от Аральского Моря до Магрибского Побережья. В своих воспоминаниях Тамерлан, чагатайский властелин, описал то, как он претворял в жизнь 8 суру 12 аят:

“В короткое время все жители крепости Дели были преданы мечу, и в течение часа головы 100 000 неверных были отрезаны. Меч ислама был омыт кровью неверных… Солдаты запалили дома и обратили их в прах. Они сравняли строения и крепость с землёй… Были убиты все эти неверные индусы, их женщины и дети, а их имущество и товары стали добычей победителей. Я провозгласил по всему лагерю, что каждый, взявший в плен неверного, должен предать его смерти. Кто не выполнит этого, сам будет казнён, а его имущество передано доносчику. Услышав этот приказ, газии ислама обнажили мечи и предали пленников смерти.

Одна сотня тысяч неверных, нечестивых идолопоклонников, была в этот день зарезана. Маулана Насируддин Умар, советник и учёный, который за всю жизнь не убил и воробья, теперь, по моему приказу, умертвил мечом пятнадцать своих пленников идолопоклонников-индусов… В великий день битвы 100 000 пленных не могли оставаться с обозом, это было противно всем правилам войны”.



Однако, чем глубже мы изучаем магометанскую веру, чем дальше от Времен Пророка уходил Ислам, тем он хитроумнее становились его нормы.


Первоначально, ислам заимствовал многое из иудейской веры, как и христианство. Из 31 одного исламского пророка, 25 из которых упомянуты в Коране, а 6 в хадисах 27 упомянуты в Ветхом и Новом Завете. Ибрахим – это библейский Авраам, Муса – это Моисей, Сулейман – Соломон, Иса ибн Марьям – это Иисус Христос. Забавно, что мусульмане свято верят в Непрочное Зачатие Девы Марии ровно также как и самые завзятые христиане.
После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Аллах приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о рождении ребёнка. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби).

Несмотря на изначальную простоту Ислама, в нем как и в Христианстве, как и в Иудаизме, Индуизме, коммунизме, да вообще во всем на свете, развилось превеликое множество толков, изводов, школ и богословских учений, самого утонченного, самого изысканного свойства, но как и во всех изобретениях ума человеческого. Время от времени новоприобретенная сложность встречает сопротивление фундаменталистов, которые с кинжалом в руке вновь стремиться вернуться ко временам пророка Мухаммеда и жить как погонщики аравийского скота в 7 веке нашей эры. ИГИЛ, талибы и ваххабиты – это такие все больше пуритане, староверы Ислама.
Наивно было бы делить исламские течения лишь на суннизм и шиизм, хотя эта дихотомия - наиболее яркая. Внутри суннизма есть четыре основных толка: ханафиты, ханбалиты, малакиты и шафииты. Внутри шиизма есть три основных толка: исмаилиты, джафариты и зейдиты. Кроме того, имеются в изобилии ибадиты и амхадиты.

Пожалуй, самым любопытным изводом Ислама являются воинственные и бравые алавиты. Алавиты, как и христиане верят в Троицу: тут и Али как Вечный Смысл, и Магомед как Вечное Имя и некий Сальман-аль-Фарси как Хранитель Святых Врат. Эти Три Ипостаси Аллаха выражаются буквами: “Айн”, “Мим” и “Син”. Также как у католиков и Православных у алавитов есть Культ Девы Марии. Это – почитание неотразимой Фатимы, дочери пророка Магомеда и супруги Али - “Вечного Смысла”. Также как у Русских Православных есть культ Вождя, который воспринимается как Верховный Халиф. Сейчас в России – это Путин, а у алавитов, живущих преимущественно в Сирии – Башар Асад.
Символ веры алавитов звучит так: “Верую и исповедую, что нет иного Бога кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб) кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд) и нет иных врат (бабов) кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)”.

У меня сложилось впечатление, что Символ этот – есть седьмая вода на христианском киселе, отголосок тринитарных споров IV столетия. Кроме того, широкое распространение получило представление о лесной добродетели, которая воплощена в деснице Всевышнего. Согласно алавитскому учению познать Аллаха – невозможно, если это не происходит через образ лесного человека. У сирийских алавитов распространено учение о таинственном лесе, первообразе человеческого мира, откуда вышли все правоверные и неверные. Алавиты также как и православные почитают Исуса, всех христианских апостолов, празднуют Рождество, Пасху с крашеными яйцами, хлещут вино, а также как какие-то язычники верят ко всему прочему еще и в Луну, Солнце, Зарницу и Закат.



Далее, алавиты делятся на так называемых “шамсиюн” (поклонников солнца), которые думают, что Али произошел из сердца Солнца. Поклонники света считают, что Али “произошел из глаза Солнца”, тогда как “калязиюн” (по имени основоположника — шейха Мухаммада Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету (“нур”) и тьме (“зульм”).

У простых, примитивных суннитов от этого буйства образов голова идет кругом. Они ненавидят алавитов и считают их Слугами Иблиса. Быть может быть еще и поэтому, война в Сирии приняла столь жестокий характер. ИГИЛовцы и иные фундаменталисты рубят головы алавитам, сбрасывают их вниз головой с минаретов, но мощь алавитов только растет. Может еще и от того, что учение их верное, благодатное. Войско, которое присылает им Русь и Персия, позволяет наносить суннитам ощутимый урон. И мы видим, что сунниты бегут от мистических алавитов как зайцы в разные стороны.

А сколько видных богословов и теоретиков Ислама было воспитано в стенах медресе и в безбрежных степях Евразии за 1300 лет. Сотни! Тут Аль-Кинди, и Маймонид, и Авероэсс, и Гейдар Джемаль, и Ахмат Кадыров, и аль-Маари.

Резюмируя вышесказанное, нужно сказать, что многоцветие и сложность любой религии всегда перевешивает изначальное стремление к простоте и чистоте. Несмотря на изначальную убогость магометанства, толки, кривотолки, полет мысли исламских богословов постепенно превратили религию эту в довольно противоречивое и сложное учение. Это вообще общее свойство человеческой идеологии. Взять хотя бы коммунизм. Ведь коммунисты время Маркса совсем были не похожи на меньшевиков 1909 года, а те на большевиков 1917 года, большевики 1917 года на членов ВКПб 1927 года, а те на членов КПСС в 1977 году, а те на троцкистов образца 2014 года.
Также и в магометанстве. Все сложно.
Tags: Магометанство, Троица
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments