zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ВЕНГРИЯ ПРОТИВ ЮГОСЛАВИИ

Как-то раз в Будапеште на прием к психиатру пришел страдающий депрессией клерк. В первую очередь, врач посоветовал ему не смотреть больше венгерских фильмов.



Я не удивлен подобным советом и соглашусь с мнением, что, венгерский кинематограф, пожалуй, - самый депрессивный в мире, что тоже, согласитесь своеобразное достоинство. Метафизическое уныние правит бал у Белы Тара в “Гармониях Веркместера”, безысходность окутывает кино Миклоша Янчо в “Агнце Божьем”, “Красных и белых”. Идиотизм деревенской жизни затягивает сводного брата и сестру в “Запрещенных отношениях” у Зольта Кеджи-Ковача, напряженный драматизм характеризует “Контроль” Антала. Пожалуй, наиболее из всех видов мадьярской тоски привлекательна желто-зеленая меланхолия Иштвана Сабо в “Фильме о любви”. Посмотрев такое кино, становится понятно, почему Венгрия занимает 5-ое место в мире по количеству самоубийств на 100 тысяч человек.



Становится понятно, и почему после 1990 года в Югославии была вереница кровопролитных войн, ознакомившись с кино югославским. Я уже не говорю про Кустурицу. Пока все фильмы, которые я видел: “Бочка пороха”, “Профессионал”, “Мертвый покойник”, “Чудо невиданное”, “Лестница на небо”, “Марафонцы совершают круг почета” отличает удивительно легкое отношение к насилию. Кажется, что для югослава совершенно естественно сначала дать оппоненту или просто пешеходу в морду, а потом упиваясь слезами, пить с ним ракию, принимая взаимные уверения в дружбе. НО, как то так выходит, что в югославском кино, несмотря на нескончаемое насилие, нет и тени депрессии. Наоборот, смерть, убийство и мордобой – лучшие поводы сопряжены почему-то с ощущением дикого счастья.

Вообще в югославском кино к смерти юмористическое отношение. Кладбища, гробы, похороны, трупы и гробы встречаются в каждом втором фильме, но осмеиваются и вызывают нескрываемую симпатию. Очень часто главным персонажем фильма становится покойник. В абсолютно уматной комедии “В Марафонцы совершают круг почета” в центре событий 6 поколений похоронной компании. В “Мертвом покойнике” труп дедушки путешествует на поездах и автомобилях по всей Сербии. “В черной кошке, белом коте” события разворачиваются тоже вокруг полумертвого деда. И при этом при просмотре югославских фильмов не покидает ощущение разудалого веселья. Даже в “Бочке пороха” Паскалевича, я сполз со стула, когда скромный доходяга – любовник прикончил выныршевого из воды мачо совковой лопатой. Конечно, и грусть югославам не чужда, тут они тоже большие мастера. Как, например, цыганская печаль во “Времени цыган” у Кустурицы, но это прекрасная, лиричная грусть в духе фильмов Лотяну или музыки Евгения Доги. Я бы назвал югославское кино самым оптимистичным в мире.

Tags: Венгерское кино, югославское кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments