zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ РАССТВОРИЛСЯ В СВЯТОЙ РУСИ

Повязали супостаты, умыкнули Кирилла ровно также как Ксению и Андрея в пророческом фильме его - Юрьев День.

Серебренников всегда меня восхищал. Многие ругали этот фильм за неправдоподобность. Но гений художника - это часто и гений Касандры. Исполнилось все, что он пророчествовал в своем фильме. Именно так назло здравому смыслу. Позволю процитировать самого себя.

https://ruskino.ru/item/2009/2/17/svyataya-kseniya-urevpodolskaya

Волшебное исчезновение сына Андрея и не менее сказочное превращение Любови Павловны из оперной дивы в тюремную поломойку не столь волшебно-сказочно, как представляется на первый взгляд. Нет, не сорок тысяч человек, как утверждает героический следователь "Серый", исчезает бесследно в России каждый год. Ежегодно исчезает 100 тысяч, 80 тысяч находится, а 20 тысяч уходят в заоблачный плес. В США, кстати, тоже каждый год пропадают около 100 тысяч граждан. Из них около 10-ти тысяч так никогда и не находят. Во всем мире ежегодно исчезают с концами около 2-х миллионов человек. Люди, просто-напросто, не могут не исчезать в шестимиллиардном муравейнике.

Причины исчезновений — многочисленны: от самоубийств в безлюдных местах, до желания начать новую жизнь под вымышленным именем, но, как правило, в большинстве случаев причины не столь кинематографичны. Это — обычные несчастные случаи: заблудился в лесу и умер, или бытовые убийства: поругались, подрались, зарезали, труп бросили в подвал, или в сарай, или в колодец во дворе. Скорее всего, это и случилось с сыном героини.

Кокнуть его, забрать 100 рублей на спасительный опохмел могла местная шпана или сильно страдающий местный горожанин, да хотя бы тот же кузен хозяйки дома, где остановилась певица, — Колька. Тяжелый абстинентный синдром — это не фунт изюму. Учитывая ранимость юноши и скандалезное настроение, можно вполне представить: он испарился, распался на нуклоны самым реалистическим образом. (Если же отбросить домыслы по поводу исчезновения, то нельзя не упомянуть об очевидной аллегории: исчез в пучине русской жизни, как исчезли в одно мгновенье побеги либерального просвещенья).

Менее достоверным представляется десантирование примадонны в церковный хор. Тут я соглашусь с многочисленными критиками, но только отчасти — в отношении сроков этого перехода. Да, действительно, столично-европейская мама, наверняка бы перевернула вверх тормашками городок Юрьев, пол-Москвы и Европы, чтобы отыскать сына. Да, но, если бы она так и не нашла его? Через месяц, полгода, год? Утрата единственного близкого человека, особенно сына, для любой матери, будь-то артистка, будь-то кассирша музея — часто равнозначна собственной смерти. Поэтому падение в преисподнюю провинциального быта у героини — не приступ внезапного благородства, но акт ритуального самоубийства, жажда заглушить душевные муки телесными страданиями. Здесь все o’k.

Ради занимательности фильма Серебрянников пожертвовал правдоподобностью, но не художественной правдой. Он сжал донельзя сроки этого превращения. На самом деле, подобные переходы из князи в грязи, из грязи в религию — каноничны и традиционны. История христианства изобилует подобными примерами. Отцы Церкви, подвижники Веры отдавали имущество, уходили в "дикия пустыни". Августин Блаженный, сын землевладельца, начал свое пасторское служение с того, что распродал все свое имущество, почти совершенно отдав вырученные средства бедным. Василий Великий, выходец из зажиточной и очень влиятельной семьи Каппадокии, также раздал все свое имение и подвизался в строгом воздержании. В жилище его не было ни крыши, ни очага. Пища была самой скудной. Он обтесывал камни и возил тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с его рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию, власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно.

Святая Ксения после смерти мужа избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Да и сейчас подобное — не редкость. Актриса Ольга Гобзева приняла монашеский постриг, другая актриса, звезда первой величины Екатерина Васильева ушла в свое время в Толжский монастырь. Складывается впечатление, что каждая пятая перестроечная знаменитость сейчас либо священник, либо сельский труженик. Многие отказываются от столичной славы, сладких денег ради Веры с поразительной легкостью: Мамонов живет отшельником в избушке, Неумоев — у стен монастыря в крайнем стеснении, Охлобыстин рукоположен в сан священника, Стерлигов растит картошку в глуши.

Здесь мы выходим на лейтмотив фильма — в русло старинной христианской мысли, может осознанной, может неосознанной его создателем: Мир - юдоль печали. Град Земной и Град Божий — лежат порознь, и вместе им не бывать. Несчастная, провинциальная Россия, "Кондовая Русь", как мало что еще на свете, как предел Града Земного, страна неправды, зверства и беды обнажает неизбывную печаль Мира, лишает человека последней Земной надежды, ради чего-то иного, что еще не было, но будет, ради надежды Неземной, ради того, что зовет и манит.
Tags: Кино, Серебренников, кондовая Русь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments