zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ПОЧЕМУ СОВЕТСКОЕ КИНО И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ СЕЙЧАС СЧИТАЮТСЯ СТРАННЫМИ?

Павленко, как водится, написал интересный пост об одном советском мультфильме. И к нему пошли комментарии. Это - очень характерные комменатарии. И я написал к ним свой коммент недоумения. Я чего-то не понимаю. Вот почтайте.

Оригинал взят у alexander_pavl в Посредственная странность 3
Мультфильм «Тайна Страны Земляники» выглядит компедиумом странностей. Однако ещё страннее он смотрится в сравнении с повестью-сказкой, по которой поставлен. Оказывается, удивительности мультфильма внесены в него авторами, а не присутствовали в исходном материале. Сама по себе сказка Радия Полонского «Тайна страны земляники» достаточно банальна для советской детской литературы. Особо ругать её не за что, но и достоинств в ней нет. Нормальная книжка, написанная на хорошо известных стандартах.

oho 1 tayna 8 oho 2

Трое детей младшего школьного возраста – два мальчика и девочка – потихоньку уходят в лес из пионерлагеря, чтобы набрать земляники. В общем, понятно: мальчики уже пытаются произвести впечатление на девочку (это неартикулированная реальная причина их «самоволки»), но ещё не соперничают всерьёз. Один мальчик более импульсивный и резкий, другой более рассудителен, но легко поддаётся чужим влияниям, а девочка как бы олицетворяет золотую середину. Впрочем, её характер прописан плохо, она резонёр, и не более. Землянику дети почему-то хотят набрать обязательно в сакральную шкатулку, утащенную ими из пионерской комнаты. В лесу они встречают ласкового говорливого дядьку с одним усом, который представляется лесником и, заморочив детям голову, при помощи какой-то вороны утаскивает у них шкатулку. Чтобы вернуть пропажу, дети вынуждены последовать за ним в параллельную вселенную, населённую детьми-рабами, собирающими землянику для своего таинственного хозяина, коему прислуживает вышеописанный типчик с одним усом. Попутно выясняется, что ворона, помогавшая типчику, на самом деле страшная могущественная ведьма. Дети-рабы делятся на порочные категориии и дети-из-нашего-мира знакомятся сперва с «хвастунами», затем с «подлизами», затем с «ябедами» и сталкиваются с отрядом «хулиганов», осуществляющим в Стране Земляники полицейские функции. Вероятно, в этой вселенной есть и другие порочные категории, но главные герои в вихре погони за шкатулкой не успевают с ними встретиться (автору, надо полагать, надоело придумывать всё новые и новые расы). При помощи деклассированного принца Кузьки (ведьма – его мать, то есть, Кузькина мать), проживающего у хвастунов, троица главных героев пробираются в центр этой компактной вселенной, напоминающей пресловутый Амбер Желязны, взятый в немного другой перспективе. Да, там ещё такой мотив, что пословицы-поговорки в параллельной вселенной обладают магической силой буквализации метафоры – но только один раз. Мы помним, что аналогичный гэг использовался Зденеком Слабым, но, в конце концов, не им одним. Поскольку русская культура логоцентрична, постольку русские писатели изощряются в приписывании словам магической силы.

Radij_Polonskij__Tajna_Strany_Zemlyaniki

Другими словами, «Тайна Страны Земляники» - литературный центон, где к «Волшебнику Изумрудного Города» подклеено «Королевство Кривых Зеркал», «Цветик-Семицветик» и около десятка других советских литературных сказок, а сверху для вкуса присыпано малой толикой Джеймса Барри и Роальда Даля. Ко всему прочему, «Тайна Страны» достойно предшествует постмодернистским упражнениям Владислава Крапивина, типа «Дети Синего Фламинго».

В общем, понятно, да? В финале дети побеждают толстяка, обжирающегося земляникой и мечтающего морально поработить детей в соседстсвующих вселенных, возвращают себе магическую шкатулку и, прихватив с собой парочку беглых рабов – Кузьку и его друга-подлизу – перемещаются в хорошо знакомый лес вблизи своего пионерского лагеря.

Мораль понятна. Не следует доверяться дружелюбным болтливым дядькам, околачивающимся в кустах неподалёку от детских лагерей отдыха, и лучше держаться подальше от магических артефактов, хранящихся в пионерских комнатах. Против такой морали я лично не возражаю.
Но это книжка. А фильм, для которого опытный, искушённый режиссёр А.Грачева (она ставила «Растрёпанного воробя» и массу оккультных мультиков, от «Медвежонка и того, кто живёт в речке» до «Девочки, наступившей на хлеб») полностью переписала историю, выглядит иначе.

oho 4 tit tayna 3

Во-первых, детей, проникающих в Страну Землиники, не трое, а двое. Это парочка тинейджеров, мальчик и девочка. То есть, именно парочка. Почему число главных геров сократилось? Это просто: авторам мультфильма было лень делать анимацию на трёх персонажей и разрабатывать сложные мизансцены взаимоотношений. Но почему дети катастрофически повзрослели? Ведь в исходном сюжете сама суть заключалась в том, что они ещё малыши, верящие всяким дяденькам, но взрослеющие по ходу опасных приключений. А тут героям взрослеть уже некуда. Так зачем изменение? Вероятно, для того, чтобы отделить главных героев от обитателей Страны Земляники. В сказке они с детьми-рабами наравне. Они такие же, и могли бы попасть на те же земляничные плантации, слиться с фоном, потеряв индивидуальность. Но Грачева убирает этот мотив. Её Лариска и Дениска вынесены в другую возрастуную группу – и сюжет инициации ликвидирован. Почему? Потому что советским детям времён мультфильма уже не надо взрослеть (как это предполагалось в «оттепельный» период написания сказки). Им лучше оставаться детьми.


Можно заметить, что повзрослевшие герои выглядят довольно энигматично. У них лишённые мимики неприятные конические лица с резко скошенными к переносице глазами, напоминающими прорези в масках, странной формы носы (тоже как бы натягивающие ткань маски изнутри). Обитатели Страны Земляники, напротив, прорисованы вполне живенько, они гримасничают и отчасти индивидуализированы. Не слишком индивидуализрованы (расовые признаки доминируют над индивидуальностями), но всё же...

tayna 2 Tayna-strany-Zemlyaniki-1 tayna 6

Самой оригинальной расой Страны Земляники, конечно, являются Подлизы. Они двигаются со странной пластикой, заглядывают Лариске под подол её ультракороткого платья и, охотно сняв штанишки, подставляют голые попочки разбушевавшемуся Дениске, который то и дело демонстрирует темперамент брутального мачо. Девочек в Стране Земляники нет, это гомосексуальная утопия, поэтому поведение Подлиз логично обосновано в контексте мультфильма.

Ещё одно изменение, внесённое Грачевой – никакой сакральной шкатулки у детей нет. У них есть компас, который в самом начале сюжета похищается странным персонажем, похожим одновременно на Сальвадора Дали и Влада Дракулу. В отличие от сказочного болтуна и лжеца Одноусого (чья одноусость была банальной случайностью), этот Одноусый энигматично молчит на протяжении всего фильма, а его ус настолько сюрреалистически длинён, что его можно использовать в качестве кнута. Возможно, Одноусый из мультфильма просто нем.
Но самое интересное изменение касается Повелителя Страны Земляники. В сказке это разъевшийся толстяк, бывший когда-то мальчиком с плантаций, а в мультфильме Хозяином Одноусого предстаёт негуманоидное нечто, отдалённо напоминающее гигантский баклажан с крыльями летучей мыши на месте ушей. В общем, разумный гриб с Юггота, по К.Э.Смиту и Г. Лавкрафту. Этот лавкрафтианский монстр предпочитает передвигаться в тачке, везомой Одноусым, и мечтает всех детей во Вселенной (то есть, и в нашем мире) превратить в порочных рабов.

tayna 4 taina 0 oho 3

Вы спросите, какова же мораль настолько странного мультфильма? Её нет. Дети пролезли в дупло дерева (как в экранизации «Сказки о Потеряном Времени»), упали, на манер Алисы, в Страну Чудес, и забрали назад похищенный у них чужой (!) компас. Инициация не состоялась. Дети вышли из Страны Земляники неизменившимися. На их маскообразных лицах не отразилось ничего.

Вот это я называю посредственным мультфильмом. Взят интересный неоднозначный сюжет и рассказан максимально плоско. В памяти остаётся только огромная голова Сальвадора Дали на карликовом туловище Одноусого и безымянное Чудовище, которому он прислуживает. Но что это должно означать? Послание в «Тайне Страны Земляники» Грачевой, безусловно, есть, но что это за послание?


Очень странная метафорфоза. Я помню, что в детстве, а я человек 1969 года, огромное количество советских мультфильмов и меня и моих одноклассников привлекало, восхищало, а отнюдь не пугало. Никто не говрил, что это жутко, страшно. А нынче, читая отзывы людей чуть моложе, а особенно иностранцев, советские мульфильмы, да и фильмы вообще, ну, например, "Халиф-Аист" или "Падал прошлогодний снег", "Контакт", "Голубой щенок" (тут, впрочем, понятно) или тот же преславный художественный "Морозко", даже "Приключения Буратино" (Я читал отзыв на IMDB) Это казалось НОРМОЙ.

Сейчас же все пишут о странности, экцентрике, сюрреализме подобных мультиков и фильмов.

Тайна страны Земляники мне казалась мультом о борьбе пионеров с достойными осуждениями общественными пороками. Вот и все.


Почему? Что случилось? Ведь мы советские дети не имели глубокого культурного бэкграунда? Почему нам это казалось естественным? Почему сейчас современным детям и взрослым это кажется странным?
Причем характерно многие комментаторы написали, что в детстве почти все эти мультики казались нормальными, а сейчас сюрреалистическими.

И тут мне в голову пришла жуткая, страшная мысль. А что если это мы стали ненормальными, а тогда были обыкновенными? И с точки зрения среднестатистического землянина 1975 года, мы, земляне, 2017 года - ебанутые?
Tags: Кино, мультипликация, странность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments