zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ПАЛЕСТИНСКОЕ КЕНО

“Возможно ли шахиду обрести Царствие Небесное?” – ребром стоит вопрос в скандальных фильмах “Рай - сегодня” и “Омар” преславный палестинский режиссер Хани Абу-Ассад, но не дает на это прямого ответа. Палестинское кино мало известно в наших Палестинах, но оно мало уступает своим вдохновением таким израильским фильмам как “Вальс с Баширом” и “Ливан”.

А ведь “Рай сегодня” получил “Золотой глобус” как лучший фильм на иностранном языке и номинировался на “Оскар” в той же категории. “Омар” попал в Канны в программу “Особый взгляд”, где получил приз жюри, а также вошел в пятерку лучших фильмов на получение “Оскара” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

Во время съемок обоих фильмов, которые шли на Западном береге реки Иордан, режиссеру угрожали как национально-озабоченные арабы, так и израильтяне, которые вообще организовали массовые акции протеста с требованием запретить к чертовой матери проповедь терроризма.

В “Рае сегодня” показана трудная жизнь палестинских автомехаников Саида и Халеда, которые ищут путь к вечному спасению через подвиг самоликвидации на улицах Тель-Авива. В “Омаре” же повествуется о перипетиях тяжелого существования трех палестинских юношей, которые защищают истинную веру и отечество путем отстрела бойцов ЦАХАЛа.



Фокус, однако, в том, что Абу-Асад отнюдь не обеляет своих соотечественников. Напротив, партизаны словно студенты Раскольниковы мучаются, терзаются и бесконечно задаются вопросами: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Кроме того, режиссер раскрывает палестино-израильский конфликт с предельно интимной, очень мелодраматической интонацией, умело вплетая амурную линию в “Рай –сегодня”, а в "Омар” целый любовный треугольник с самым непредсказуемым исходом. Остросюжетный триллер, который крепко держит зрителя за яйца, плавно переходит в поэтическую элегию.

Хитрый режиссер контрабандой как бы переманивает симпатии зрителя со стороны жертв терроризма на сторону бандитов. Нечто подобное можно увидеть в венесуэльском фильме “Благословенная Мария”, где наркокурьер показана как ангел небесный.



Так и здесь: главные герои палестинских драм булочник Омар (Адам Бакри) и автослесарь Саид (Каис Насеф) – весьма ранимые, трогательные молодые люди, которые смотрят весь фильм виноватым взором на Сионскую гору и страдают не столько от израильских спецслужб, сколько своих собратьев по оружию, которые обвиняют их в ренегатстве и чуть-ли не волоком тащат на джихад.

Довольно странно показана у Абу-Асада вербовка террористов. Живут-поживают мирные вполне граждане, кушают фалафель, мечтают о женитьбе. Тут на их голову сваливаются моджахеды и говорят: “Все. Собирайте манатки. Аллах даровал вам милость: вы – будете шахидами. И уклониться не дано. Новоиспеченные шахиды вроде как бы и даже рады, и горды, но робкою тропою пытаются от джихада улизнуть.



В “Омаре” – много головокружительных погонь по крышам Иерусалима, снятых с восхитительным размахом, а также обольстительная невеста Надя (Лим Лубани), которая задурила голову всем троим героям.

Забавно, что блистательный агент израильской спецслужбы Рани (Валид Зуэйтер), хоть и нечист на руку, но в якобы про-палестинском фильме превосходит умом и сообразительностью всех вместе арабов раз в 5.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments