zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ЭПОХА МЫЛОКАРТИНЬЯ

Александр Седов, коего творчества я - горячий сторонник, разбередил улей, справедливо посетовав на утверждение Цекало в каком-то интервью, который брякнул, что телесериалы что в мире вышли на новый художественный уровень в последние 10 лет благодаря приходу голливудских мастеров в телевизор.

Александр, напомнил, что и в доисторические времена делали если не сериалы, то были многосерийные фильмы достойного уровня. Я со своей стороны напомню о таких вещах, как “Декалог” Кшиштофа Кесьлевского, “12 стульев” Марка Анатольевича Захарова, “Жизнь Клима Самгина”, “Дым”, “Как закалялась сталь”, “Ольга Сергеевна”, “Опасный поворот”, “Приключения Электроника”, “Хождение по мукам”, “Берлин, Александрплатц”, “Д'Артаньян и 3 мушкетера”, “Семнадцать мгновений весны”, “А зори здесь тихие”, “Приключения принца Флоризеля”, “Дни Турбиных”, “Трест, который лопнул”, “Батальоны просят огня”, “Шерлок Холмс”. Они были выполнены на достаточно высоком художественно уровне.

“Декалог” Кесьлевского - вообще вошел в список 100 лучших фильмов в истории по версии журналов “Empire”, “Time” и “Image”.

Тем не менее,

Во-первых, общественный резонанс, вызванный новейшими сериалами на порядок сильнее, чем резонанс, вызванный многосерийными фильмами 70-х - 80-х годов

Во-вторых, сейчас искусных англосаксонских сериалов на порядок больше.

В-третьих, общий хронометраж новейших американских сериалов на 2 порядка больше, чем у многосерийных фильмов прошлого.

Если в 70-ые годы многосерийные качественные сериалы были ручейком в океане кинематографа, то ныне американские сериалы – это новое море. Что же касается сериалов российских, то даже лучшие из них ни в какое сравнение не идут с советскими многосерийными фильмами.

ОДНАКО!

И все же Александр в кое в чем прав. Насколько я знаю, пока еще ни один американский телесериал не попал в ТОПы-100 лучших фильмов всех времен и народов, а “Декалог” и “Александрплатц” попали (когда-нибудь и они попадут, разумеется).

В ТОПах 1000 уже есть современные американские сериалы, а в ТОПах-100 еще пока нет. Получаетс, что высочайший уровень Декалога пока еще не взят ни "Лостом", ни "Диким Западом", ни "Юристами Бостона", ни "Правосудием", ни "Кланом Сопрано", "Доктором Хаусом", ни "Потерянной комнатой".

Оригинал взят у alek_morse в Конец фильмам, или Взлёт сериалов

Конец фильмам, или взлёт сериалов
О забывчивости продюсеров
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / март 2017 г.
 .
Известный шоумен и продюсер Александр Цекало дал RT интересное интервью. (Ссылку прилагаю). Рекомендую ознакомиться с текстом или просмотреть выступление (на сайте интервью представлено в двух форматах) тем, кто хочет быть в курсе того, что происходит в нашей телеиндустрии, каких сериалов ждать, и вообще - как мыслит продюсер в современных условиях.
 .
Цекало возглавляет одну из отечественных компаний по производству сериалов. Судя по упомянутым названиям ("Метод", "Мажор" и др), я не вхожу в их целевую аудиторию. Почти ничего из того, что названо я не смотрел, а о многом даже и не слышал. Исключение составляет разве что сериал "Обратная сторона Луны" (адаптация английского формата) пару серий из которого я видел. И должен признать, что идея была остроумная: перебросить современного полицейского на 30 лет назад во времена СССР и советской милиции. Но сказать, что этот сериал стал для меня большим событием и настоящим откровением, что я когда-нибудь буду его пересматривать, не могу.
 .
Тем не менее, я бы хотел обратить внимание на слова Цекало о том, что сериальное строительство уже как 10 лет переживают подъём – и начался этот процесс (как утверждает Цекало) в США, когда в телевизионное производство впервые пришли кинорежиссёры первого уровня (например, Содеберг). Подобную легенду я слышал уже не раз и, похоже, в кинематографической среде она стала чем-то вроде прописной истиной, её пользуют как факт из учебника, цитируют и прилагают как аргумент к тому или иному утверждению.
 .
Легенды и мифы – вещь не всегда плохая, они украшают нашу жизнь, они делают коммуникацию между людьми проще и эффективнее. И, тем не менее, должен заметить, как опасны легенды на основе всеобщей забывчивости, а уж в профессиональной среде это просто недопустимо, так как чревато принятием неверных стратегических решений. Я не могу назвать себя великим энциклопедистом, но знаю, по крайне мере, о двух предыдущих периодах в истории, когда телевизионные сериалы по своему художественному и технологическому качеству оказывались наравне с кинематографом большого экрана, когда работать на телевидение приходили крупные кинорежиссёры.
 .
Думаю, об одном из этих периодов знаем мы все, хотя обычно не придаём этому значения. Данный феномен, так сказать, расположен за гранью нашего критического анализа, так как большинство из нас с ним выросло, он был (и, надеюсь, остаётся) нашей привычной культурной средой, мы с ним сроднились. Я говорю о сериалах 1970-1980-х гг., созданных для советского телевидения - тогда это именовалось многосерийными телефильмами. Как правило, эти телевизионные картины создавались на крупных киностудиях. среди создателей нередко были кинорежиссёры первой величины. Вообще, в 1970-е годы был такой магистральный путь, рекрут постановщиков для работы на ТВ – режиссёры приходили и из театра и из большого кино. Назову навскидку два классических случая – Татьяна Лиознова и Андрей Кончаловский. Оба после огромного успеха своих фильмов на большом экране ("Три тополя на Плющихе" и "Романс о влюблённых") создали очень успешные сериалы – "Семнадцать мгновений весны" и "Сибириада" соответственно.
.


 .

.
Рядовым зрителям такая забывчивость простительна, но почему "забывают" об этом явлении профессионалы – вопрос серьёзный. Считается хорошим тоном среди наших продюсеров отсчитывать начало времён от миллениума, а всё предыдущее записывать "в тёмные века". Не исключаю, что одна из причин этой забывчивости кроется в том, что советские сериалы с трудом вписываются в нынешние представления о тотальном коммерческом телевидении. Сериальное дело в СССР развивалось как бы вне рыночных стимулов (правда, бывали редкие случаи, когда в кинопрокат выпускали их киноверсии).
 .
Вторая телевизионная революция, которая вывела сериалы на уровень большого кино, случилась в 1980-1990-е гг. на Западе и была связана с общим экономическим подъёмом в США и Западной Европе, который был обязан курсу так называемой "рейганомики" - дешёвым кредитам и росту объёмов рекламного рынка. Тогда, в середине 1980-х Великобритания завоевала мир детективными сериалами – новыми экранизациями Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, появился успешный "Инспектор Морс" и другие.
 .

.

.
В эти дни на канале "Ретро" повторяют итальянский сериал "Спрут", первые серии которого были выпущены в те же годы – когда-то и он с триумфом прокатился по миру. «Спрут» – до сих пор самый популярный сериал в Италии – безупречный по кастингу, с отличной драматургией и гениальной музыкой Энио Морриконе, своей динамикой и острой интригой нисколько не уступающий большому кино. Как об этих вещах может забыть профессионал?
.

 .
Результат этой всеобщей забывчивости мы можем воочию наблюдать на примере сериала "Екатерина. Взлёт". На канале "Россия-1" в эти дни идут новые серии историко-костюмной саги о жизни русской императрицы. У продюсеров этого телевизионного проекта был настоящий карт-бланш – хороший бюджет, исторические интерьеры, шикарные костюмы и зрительское ожидание. Для новых серий даже рекрутировали режиссёра Дмитрия Иосифова, неплохого зарекомендовавшего себя предыдущим фильмом: его сериал "Уходящая натура", хотя и прошёл "вторым экраном" и почти не замечен критиками, оказался очень достойной работой, замечательным, умным и стилистически выдержанным фильмом.
 .

.
Но, несмотря на золотую пыль, брошенную в глаза зрителя, на красивую картинку, не уступающую лучшим образцам рекламного глянца, новый сериал о Екатерине Великой производит впечатление выросшего на бедной почве. В нём почти не чувствуется "культурный слой" - традиций отечественного кино как бы нет, актёрская школа словно истощилась от недокорма, сценаристы утеряли опыт. И только блеск интерьеров и шуршание атласных камзолов потрясает воображение (уж лучше бы наоборот).
 .
В чём тут дело? Неужели современные создатели сериалов не знают и не смотрят советское многосерийное кино? Не в курсе, к примеру, существования сериала "Михайло Ломоносов", снятого в 1980-е годы Александром Прошкиным? Не видели фильмы Виталия Мельникова "Царская охота" и "Бедный, бедный Павел"? Хотя фильм об императоре Павле I снят уже после миллениума...
 .
Я далёк от мысли, чтобы все неудачи сериала "Екатерина. Взлёт" списывать на режиссёра, хотя и его вина в этом есть, и немалая. Но, судя по общему качеству сериальной продукции, поставляемой на телеэкран российскими студиями, проблема здесь не столько в персоналиях отдельных режиссёров, сколько в неправильно работающей системе. А это уже вопрос к продюсерам. И когда продюсер Александр Цекало говорит о грядущем взлёте российских сериалов, мне становится немного неуютно от такого прогноза.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments