zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

КАКОГО КИНО ОСТРО НЕ ХВАТАЕТ РОССИИ

В российском кино есть Черная Дыра, Стылая Пустыня.

Уже стало общим местом утверждение о том, что русские режиссеры и сценаристы чураются по-настоящему злободневных тем, а среди них особенно некоторых. Есть три заповедные темы, которых они вообще обходят молчанием. А, между тем, это – Альфа и Омега нашей современной истории, составляющие парадигму нашей действительности.

Это – ГКЧП, Путч 1993 года и война на Украине 2014-2017 годов.

Существует океан телепередач, видео и немало документальных фильмов об этом, а вот художественных кинолент – кот наплакал. Про ГКЧП можно вспомнить опять же документальный фильм Сергея Лозницы “Событие”, художественные фильм Сергея Снежкина “Невозвращенец”, который не столько о ГКЧП, сколько о его предсказании, “Заговор скурлатаев” Валерия Позднякова, российско-американский фильм “Три августовских дня”. Однако, кроме фильма Лозницы все остальное было безнадежно слабо и о себе никакой памяти.
О мятеже 1993 года вообще я не могу вспомнить ни одного художественного фильма, кроме эпизодов в “Genaration P” и “Бригаде”.



О войне на Донбассе есть чахлая, никому не нужная короткометражка “Смертью правду не измерить”.
Между тем, советский кинематограф снискал себе Славу, Державу и Царстве Небесное в ОГРОМНОЙ степени на фильмах о Гражданской войне. Многие художественные ленты вошли в золотой фонд кино, многие оставили заметный след. Это – такие вещи как: “Так закалялась сталь”, “Свадьба в малиновке”, “Тихий дон”, “Чапаев”, “Адъютант его превосходительства”, “Бег”, “Выборгская сторона”, “Гори, гори моя звезда”, “Дни Турбиных”, “Щорс”, “Кремлевские куртизанки”, “Достояние республики”, “Зеленый фургон”, “Хождение по мукам”, “Коммунист”, “Белое солнце пустыни”, “Бумбараш”, “Неуловимые мстители” и так далее, и тому подобное.



Югославское кино тут же по горячим следам прославилось такими фильмами о югославской войне 90-х как “Грбавица”, “Ничья земля”, Цирк “Колумбия”, “Снег”, “Андеграунд”, и пр. Америка взял Оскара с “Повелителем бури” и еще настрогала кучу фильмов таких как “Ирландский маршрут”, “Война по принуждению”, “Снайпер”.

В России сейчас бум исторического кино. О чем только не снимают. Тысяча миллионов фильмов до неба о НКВД, Брежневе, Сталине и Хрущеве, о всех медалистах Олимпийских игр, об участниках песенного конкурса “Песня 1975”, о Владимире Ясно Солнышко, о богомерзких поляках 1612 года, о Наполеоне, фашистах, одно время почти прекратили, а где-то с 2004 года снова наштамповали фильмы о Гражданской войне – “Жила-была одна баба”, “Контрибуция”, “Гибель империи”, “Господа офицеры”, “Роль”, “Солнечный удар” и два “Тихих Дона”.
Актуальная современная история была живо отзеркалена в многочисленных кинолентах про Чеченскую войну.

А вот о ГКЧП, Путче 1993 года и украинской войне – ХУЙ.



Это достойно слез.

России нужны эти киноленты не только для того, чтобы захватить парку-тройку Золотых Веток и Медведей в Каннах и Берлине, а для того, чтобы “окалошить” нашу действительность, понять самую себя.



Я не хочу рядиться в тогу невинности, якобы не понимая, отчего в России не снимают остроактуальные исторические фильмы. Очевидно, что в на Руси сейчас сидит Государь, вероломный и ожесточенный сердцем. С одной стороны, он наследник победителей ГКЧП, Верховного Совета и СССР. С другой стороны, он их духовный наследник. Попытка авторов гипотетического фильма занять ту или иную сторону – станет камнем в голову режима. Он и так будет виноват, и так редиска. Поэтому Минкульт и ФСО будут всячески препятствовать созданию такой киноленты.



Однако, вспомним, что в 90-ые годы было либерастическим временем, начало нулевых вполне себе еще антикоммунистическим, например, Сванидзе, клепал антибольшевистское вполне документальное кино. А вот художественных фильмов о 1991 и 1993 годе никто из талантов снять не решился и не захотел.

Во-вторых, массовое распространение сначала кинокамер, а потом ютьюбов со смартфонами обесценило в какой-то степени дублирование реальности на киноэкранах. В сети существуют десятки тысяч роликов буквально о каждом эпизоде этих смут. Есть ролики как гранатометчик нацелился в Останкино, как Гиви мутузит своего ополченца, как айдароцы валяются с выпущенными кишками около поселка Счастье. Штурм Донецкого Аэропорта, внутри и снаружи, захват ОГА в Харькове, Горловке, Донецке, битва при Одессе, обгорелые трупы в Доме Профсоюзов, захват мэрии в 1993 году, ночной расстрел перед Останкино, Ростропович с Калашниковым. Все рассмотрено под микроскопом. О войне на Донбассе есть ролики по каждому месяцу и КАЖДОМУ уже населенному пункту ДНР и ЛНР.


На сие отвечу: грубая, фотографическая копия реальности не может заменить художественного, поэтического, а, самое главное, психологического осмысления войны и мятежа. У каждого в голове – своя война. Гиви видит трупы, и мурлычет песню: “Я люблю кровавый бой, я рожден для службы царской”, а какой-нибудь Бабченко вопрошает: "Не крайнее ли это безумие?"

Для того, чтобы отразить крайнее многообразие человеческого опыта на Войне и Смуте нам необходимо книги, стихи, песни и фильмы на эти темы. Совсем не важно, ставить все точки над “Йо”. Ведь фильмы о самой страшной войне могут быть комедиями как “Юный фриц” или “Беспокойное хозяйство”, экзистенциальными драмами в духе “Иди и смотри”, дерзкими мультиками в духе “Корте Мальтезе”, сюрреалистическим эксцессом как “Архангел” Гая Мэддина, вообще всем на свете. Например, не исключено что, когда-нибудь в грядущем появится мюзикл “Штурм Донецка” или гиньоль “На подвале у Игоря Стрелкова”.

Тот, кто первый решится и сможет пробить стену молчания – войдет в историю кино.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments