Я Олаф. У меня много кораблей, но никто не говорит, что я Олаф- кораблестроитель. У меня много городов, но никто не говорит, что я Олаф – градостроитель. У меня много воинов, но никто не говорит, что я Олаф – военачальник. Но стоило один раз изнасиловать овцу….
Когда после просмотра включился свет один мальчик громогласно промолвил: “Я
ничего не понял, но мне “Экшн” понравился!”. Зал рухнул от смеха.
Пожалуй, это определение точнее всего описывает достоинства и недостатки сенсационной картины Андрея Кравчука, которая может стать самым кассовым фильмом российского производства после 1992 года. Сюжет киноленты развивается в глубочайшей древности в Киевской Руси, описывает приход князя Владимира к трону и историю крещения народа русскаго. Перед нами – образчик агиографии, “Жития Святых”, нечто подобное “Исповеди” Августина Блаженного.
Фильм делится на 2 неравных части.
Начало, а это 80% картины, несмотря на претензии на зрелищность – бравурное, но при этом чрезвычайно монотонное действо, в котором очень легко запутаться мальчику, несведущему в истории. Княжеские распри, прелюбодеяния, суетное соперничество владетельного рода Рюриковичей, снегуровые леса, ураганный штурм Полоцка, несколько штурмов Киева, баталии с участием славян, викингов, печенегов, которые отличимы друг от друга как орки, напрасная мясорубка, бесконечный крик постепенно превращают фильм в какой-то фарш. Похожее впечатление можно получить и от чтения истории домонголской Руси у Ключевского и Соловьева. Все эти Святославовичи, Изяславивочи, Владимиры, Юрии, братья, кузены, штурмы, ослепления, убийства и княжения сливаются в довольно однообразную кашу с комками.
Изображение языческой, лишенной всякой добродетели Руси – почти монохромное. Преобладают серые, коричневые, бурнастые тона. Драматургия скомкана, деление на гавнюков и героев – счастливо преодолено. Это – далеко не “Трудно быть Богом” Алексея Германа, но эхо германовского шедевра у Кравчука услышать можно. Диалоги героев - лишены остроумия и вообще всякого полета мысли. Легко укладываются в следующую форму:
- Здорово, любезный брат, Ярополкъ Свѧтославичь!
- Здравствуй, брат, гой еси, Олегъ Свѧтославичь!
- Кстати, а по ебалу получить не хочешь?
- Давай!
- На!
Единственным исключением является христолюбивая Ходченкова, которая томно фланирует в то в вишневом, то в нефритовом платье и исполняет роль гречанки Ирины, наперсницы морально неустойчивого Данилы Козловского, который исполняет роль Владимира “Красно Солнышко”.
Невольно ловишь себя на желании выбраться из душного дурмана, но тут Данила Козловский по совету византийского хартофилакса решает идти войной на Корсунь, на Крым, то есть в чертоги Царства Византийского.
И, о Святый Боже, наступает облегчение! Вместо невнятицы языческого прозябания языческого русского народца, благоустройство жизни которого находится на самых низших ступенях развития, который не моет руки и валяется весь в канавах, мы видим очертания “Града Божьего”. Корсунь в “Викинге” – это осколок ромейского мира с благоуханьем и канализацией - часть греческо-римской высокой Цивилизации.
Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе — великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Этот мир весь пронизан светом и благодатью. Переливается он всеми цветами радуги. Тут люди – степенны, их речи – велеречивы. Море – синее, пресинее, волны – ласковы, а пляжи – желты. Зритель за весь морок, бессмыслие и дурость первой части фильма словно вознаграждается отдохновением в сени Истинной Веры в части второй.
Также и нетвердый в стремлениях Данила Козловский под влиянием вкрадчивой Ходченковой и тихого священнослужителя Анастаса находит свой жизненный идеал. Это – Православие. Теперь Князь способен получать наслаждение от боли, оставляя гордыню, готов принять смерть во имя Истинного Бога. Посему он начинает цвести духовно и телесно, а вместе с ним им и отныне Святая Русь, которая всей массой кидается в воды Днепра – принимать крещение.
Понятно, что такой фильм мало кому понравится. Он попал под огонь 2 лагерей. И русский поцреот, и русский либераст обильно исходят вонючим поносом. Первому не по нраву – крайнее унижение “Руси Изначальной”, второму - противен церковный ладан, которым Эрнст и Кравчук его окуривают.
При этом оба лагеря обвиняют создателей фильма в антиисторичности.
На самом деле, эти обвинения – полная ерунда. Для фильма о Х веке нашей эры, о котором у нас снято художественных кинолент меньше, чем пальцев у человека, этот блокбастер довольно близко к сей истории приближен.
Согласно закону Дудинова-Анурова, чем ближе произведение искусства находится к реальности, тем больше обвинений в нереалистичности она получает.
Самые громкие заявления о “реализме” фильма можно прочитать в рецензиях на какие-нибудь “Звездные войны” или “Игру престолов”, то есть на картины о том, чего не было в реальности и вряд ли когда-либо будет. Менее реалистичные фильмы по мнению толпы – это кино наподобие “Иронии судьбы” или “С легким паром” – вещи, которые почти дословно цитирует реальность. Еще менее неправдоподобными слывут фильмы документальные, а верхом лжи и чудовищного искажения действительности для массы зрителей являются ролики на youtube, а именно: попадание авиалайнеров в небоскребы, российского града в автобусы около Волновахи, украинских авиаракет в Луганскую администрацию. Это последние, разумеется, объявляется – фальшивками и фейком.
Почему? Потому, что правда, на самом деле, рвет на ошметки человеческое представление о действительности, которое насквозь мифологично и квазирелигоизно. Люди готовы простить приятные фантазии, но многие никогда не простят спокойную истину, например, факт о том, что они, скорее всего, умрут, а через 100 лет почти о всех о них забудут.
Беда, но не вина “Викинга” в том, что он ломает законы драматургии и пытается приблизиться к хаотичной реальности, почти дословно цитируя древние летописи – единственный, хотя и недостоверный источник знания о первых веках становления нашей страны. Какую правду о Х веке можно воссоздать на экране, о том времени, о котором сохранилось в несколько десятков тысяч раз меньше письменных источников, и намного меньше артефактов, чем, скажем, о веке XVIII? - Почти никакую.
Одни бы хотели увидеть Русь в светлой горнице из хрусталя, в лесу кисейном у берез как в сказках. Другие - что крещения Руси вообще не было. Многие жалуются, что в фильме много ахинеи. На сие ответим: по расчетам археологов в древнем Киеве проживало до 50 тысяч человек на площади всего 3-4 квадратных километра! Вместо со скотом, без асфальта и канализации, но с выгребными ямами.
Не следует и забывать, что перед нами художественный фильм, а не документальное свидетельство. От века лучшие исторические фильмы чурались слепого копирования реальности, но все-равно остались в истории кино шедеврами. Что такое “Александр Невский” и “Чапаев”, как не народная брехня и образчик пропаганды? При этом это - выдающиеся кино.
Посему фильм скорее можно винить в антихудожественности, чем в антиисторизме. Простому зрителю, например, ребенку, фильм может показаться скучным, поскольку “непонятно, где наши, где немцы и за кого болеть”, эстету – фильм будет неинтересен, поскольку ничего эстетически стоящего в нем нет.
И все-таки “Викинг” явление весьма примечательное, ибо:
Во-первых, визуально, на уровне мизансцен – он довольно привлекателен. Тут красуются масштабные декорации, которые были перенесены на игровой движок Cryengine по уникальной технологии.
Во-вторых, фильм бьет в самое больное место русского дискурса, провоцирую массовую истерику и споры.
Кстати, забавно, что картина была в основном снята в Крыму около Белогорского водохранилища. В результате около Киева выросли крымские горы. Таким образом, Крым и Украина у Константина Эрнста воссоединились.