zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

АЛИСОМАНЫ ПРОТИВ БУРАТИНИСТОВ



У алека_морзе сногшибательный пост про советское детское кино + голосовалка. Выбирают лучший детский фильм. Пока лидирует Приключения Буратино и Гостья из Будущего.





Оригинал взят у alek_morse в Перезагрузка детского кино
Предлгаю поговорить о судьбе детского кинематографа в России. Такой разговор тем более уместен, что в декабре 2016 года в Москве намечено проведение круглого стола на эту тему. Ниже я предлагаю заполнить анкету-опросник, выбрав пять любимых советских детских фильмов.
.

Перезагрузка детского кино
Пространные рассуждения перед круглым столом
Александр СЕДОВ (с) заметки / ноябрь 2016 г.
 .
Популярность фильма «Гостья из будущего» феноменальна, хотя и не абсолютна. Есть зрители, мимо которых этот фильм проскочил незамеченным. Как правило, это поколение, которые в 1985-м уже не были детьми, но и взрослыми еще не стали.
 .
Кому-то «Гостья» показалась пресной, надуманной и даже китчем. Некоторые преданные почитатели Кира Булычёва обиделись на авторов фильма за то, что сказка воплотилась на экране неубедительно, тускло, в особенности, по их мнению, из-за малобюджетности пострадал мир Будущего.
 .
«Недовольных» и «равнодушных», которых, всё же, меньшинство, я перечислил только за тем, чтобы тут же удалить их за скобки разговора (как и выдвигаемые ими аргументы). На мой пристрастный взгляд, их реакция на фильм, больше случайна и продиктована каким-то фатальным несовпадением обстоятельств собственной жизни с просмотром «Гостьи», и, надеюсь, этот фатум когда-нибудь от них отступит.
 .

.
Есть еще одна категория критиков и антагонистов – те, кто лучшим фильмом детства называет «Приключения Буратино» (1975). В пику тем, кто таковым считает «Гостью из будущего». Ярче всего их противостояние выявляется в полемике в социальных сетях. Не решусь принять сторону ни одной из этих «футбольных команд», ибо душа моя принимает оба кинопроизведения, причем, именно в качестве вершин. Или, дабы не впасть в ересь рейтинговщины, - как два архетипических кинофеномена, два киномифа.

 .
Третьей вершиной я бы назвал кинодилогию «Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной» (1974), которая, мне кажется, стоит вровень с вышеназванными фильмами. Все три картины со временем обрели статус культовых, начали восприниматься знаменем своего поколения, свидетельством того, что у зрителей этих лент тоже было детство. И чем больше взрослеют преданные фанаты, тем больше им кажется, что любимый фильм – своеобразная квинтэссенция их мира детства.
 .

.

 .
Время парадоксально, а время фильма «Гостья из будущего» парадоксально вдвойне. Как сказал бы Эйнштейн, всё дело в наблюдателе, то есть во мне (в данном случае), так как во время просмотра «Гостьи из будущего» моё «я» раскидано по нескольким мирам, эпохам и временам:
 .
Я – зритель из «сегодня», из текущего настоящего. Но течет это настоящее из прошлого 1985 года, в котором я жил, носил такой же пионерский галстук и такую же школьную форму, и, в общем, был почти ровесником героев. И потому отчасти смотрю на моё «текущее настоящее» оттуда, из реальности 1985 года. А течет моё настоящее – в будущее, которое в фильме обозначено 2084-м годом. И, в общем, это будущее мне тоже не чужое: я подглядел его через слегка приоткрытую дверь машины времени…
 .
Приблизительно так можно описать формулу моего одновременного пребывания вовне и внутри фильма, и, полагаю, этот мой опыт не уникален и, как минимум, к чему-то подобному причастны многие зрители моего поколения.
 .
 .
Итак, мы распрощались со сказкой о настоящем и будущем, каким оно виделось из 1985 года. Минуло двадцать лет – наступило Будущее (как было сказано в одном советском мультфильме), но другое, образца примерно 2005 года. И, вот, новая киносказка о дне сегодняшнем и о том, чему быть и как этого миновать. И, какое совпадение! – главные герои будто повзрослевшие ученики 6 «в». Им около тридцати лет, у них интересная и необычная работа с вызывающими головокружение перспективами. Вечно невыспавшиеся трудоголики, они повелевают судьбами мира, однако жизнь – странная штука! – поделила их на «Ночной» и «Дневной дозор».
 .

.
«Дозоры» режиссёра Тимура Бекмамбетова оказались, пожалуй, самым ярким киновпечатлением тех лет. Не только применительно к сказочно-фантастическому жанру. Они удивительно выпукло отразили время. Сказка о корпоративных войнах «добра» и «зла» оказалась по-настоящему взрослой, пугающей и захватывающей, но как во всякой сказке, апеллирующей к мифологическому уровню сознанию зрителя, было в ней что-то наивно-детское. Может быть, шанс изменить ход истории – личной и отчасти общественной, чем главный герой в итоге воспользовался. Однако что с героем стало дальше, и как сложилась судьба улучшенного им мира – ясно не совсем. Живём ли мы с той поры в чуть более новом и чуть более прекрасном мире? Или то была сказка, которая всего лишь привиделась нам?
 .
Пролетели ещё десять лет. Настала пора решать, каким быть сказке для детей, а именно детскому кино. Решать по-взрослому. В моём поколении (и в других, близких по годам поколениях) выросли режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги, блогеры и просто сочувствующие. Заматерели настолько – что по силам вершить историю, править судьбой планеты уже не только в сказке.
 .
 .
В декабре 2016 года в Москве намечено проведение круглого стола по вопросам детского кинематографа. Сесть за этот круглый стол должны те самые «режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги». Придут, конечно, не все, кто желал бы придти (например, я скорее всего останусь в Екатеринбурге). Вот почему к разговору о судьбе детского кино я хотел бы подключить как можно больше людей – чтобы прозвучал «глас народа».
 .
Главная проблема, на мой взгляд, это ситуация неопределённости, в которой детский кинематограф пребывает сегодня. Эта неопределённость уже чуть менее абсолютная и чуть менее трагичная, чем несколько лет назад. Время от времени появляются новые фильмы для детей, некоторые из них довольно неплохие, а некоторые мы даже видим в кинотеатрах, как, скажем, фильмы «Частное пионерское» и «Частное пионерское-2», на фестивальных площадках или в интернете. И всё же, по большей части, прилагаемые усилия по возрождению отечественного детского кинематографа напоминают партизанщину с неясным и переменным успехом.
 .

.
Детский кинематограф в России вроде кота Шрёдингера – вроде он есть, а вроде его нет. Кажется, снимается в год уже какое-то более-менее приличное количество фильмов, но этого количества в информационной сфере не заметно. Регулярно создаются новые серии киножурналов «Ералаш» и «Хочу всё знать!» - но это мало кому известно. Прокат как бы есть, но с другой стороны – его нет. Кажется, что наличествуют специализированные телеканалы для детей, но их существование на фоне основных телеканалов теряется. Не подлежит сомнению, что у всех есть интернет, но выложенное в нём детское кино не становится фактом всеобщего внимания и обсуждения (к счастью, немного поколебал эту ситуацию фильм «Частное пионерское»). Кажется, существует киностудия имени Горького, но как флагман детского и юношеского кино, пожалуй, нет (в отличие от советских времён). Кажется, что отдельные энтузиасты начинают собираться вместе, выдвигают инициативы и предлагают проекты, но всё это пока напоминает подготовку к старту.
 .
Каким должно быть детское кино? Должно ли оно отличаться от семейного? О чём должны быть фильмы? В каком жанре и с каким бюджетом? Нужно ли пытаться конкурировать с Голливудом или нам следует уступить, подвинуться в сторону и уйти в свою нишу? Какой жанр должен быть в приоритете – «школьное и проблемное кино» или «приключения и фантастика»? Эти вопросы пока повисают клочьями тумана в неясной и неопределённой системе координат.
 .
Не думаю, что мы сможем найти на все вопросы ответы. Они, пожалуй, слишком специализированные для такого приблизительного разговора, как наш. И, тем не менее, я бы хотел, чтобы высказалось как можно больше народу. Для зачина разговора я предлагаю всем желающим ответить на анкету-опросник, определиться нашими вкусами. Ниже я составил список из 36 советских фильмов, адресованных, как говорили раньше, детско-юношеской аудитории. Это, порой, очень разные картины. Их могло быть и больше, и стоят они в случайном порядке – по мере того, как они вспоминались мне.
 .
Могут ли они подсказать дальнейший путь российского детского кино? И, кстати, какие из российских картин, снятые после 1991 года (или хотя бы в последние несколько лет) и адресованные «детству и юношеству», вы могли бы поставить вровень с выше перечисленными?
 .
Итак, предлагаю выбрать пятёрку лучших -
Poll #2057653 Пять лучших советских фильмов, адресованных детско-юношеской аудитории

Пять лучших

Гостья из будущего (Павел Арсёнов, 1984)
188(11.5%)
Приключения Буратино (Леонид Нечаев, 1975)
126(7.7%)
Про красную шапочку (Леонид Нечаев, 1977)
66(4.0%)
Рыжий, честный, влюблённый (Леонид Нечаев, 1985)
19(1.2%)
Не покидай! (Леонид Нечаев, 1989)
27(1.6%)
Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной (Ричард Викторов, 1974)
78(4.8%)
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (Станислав Говорухин, 1981)
41(2.5%)
Остров сокровищ (Владимир Воробьёв, 1982)
46(2.8%)
Приключения Петрова и Васечкина (Владимир Олейников, 1983)
106(6.5%)
Приключения Электроника (Константин Бромберг, 1979)
186(11.4%)
Там на неведомых дорожках (Михаил Юзовский, 1982)
20(1.2%)
На златом крыльце сидели (Борис Рыцарев, 1986)
4(0.2%)
Бронзовая птица (Николай Калинин, Владимир Корш-Саблин, 1974)
63(3.8%)
Капитан Немо (1976)
36(2.2%)
Мэри Поппинс, до свиданья! (Леонид Квинихидзе, 1983)
69(4.2%)
Судьба барабанщика (Александр Игишев, 1976)
4(0.2%)
Тимур и его команда (Александр Бланк, Сергей Линков, 1976)
5(0.3%)
Республика ШКИД (Геннадий Полока, 1966)
50(3.1%)
Айболит-66 (Ролан Быков, 1966)
26(1.6%)
Чучело (Ролан Быков, 1983)
36(2.2%)
Розыгрыш (Владимир Меньшов, 1976)
14(0.9%)
Морозко (Александр Роу, 1964)
45(2.7%)
Золушка (Надежда Кошеверова, 1947)
37(2.3%)
Сын полка (Георгий Кузнецов, 1981)
2(0.1%)
Пеппи – Длинный Чулок (Маргарита Микаэлян, 1984)
16(1.0%)
Расмус-бродяга (Мария Муат, 1978)
9(0.5%)
Приключения Калле-сыщика (Арунас Жебрюнас, 1976)
13(0.8%)
Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966)
96(5.9%)
Каникулы Кроша (Григорий Аронов, 1980)
22(1.3%)
Чёрная стрела (Сергей Тарасов, 1985)
8(0.5%)
Белеет парус одинокий. Волны Чёрного моря (Артур Войтецкий, 1975)
6(0.4%)
Гардемарины, вперёд! (Светлана Дружинина, 1987)
62(3.8%)
Необыкновенные приключения Карика и Вали (Валерий Родченко, 1987)
14(0.9%)
Выше радуги (Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1986)
35(2.1%)
Старик Хоттабыч (Геннадий Казанский, 1956)
35(2.1%)
Чёрная курица, или Подземные жители (Виктор Гресь, 1980)
6(0.4%)
Макар-следопыт (Николай Ковальский, 1984)
22(1.3%)


.


Я бы еще добавил

Новые приключения неуловимых
Корона Российской империи, или Снова неуловимые
Сомбреро
Завтрак на траве
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
А к нам цирк приехал
Волшебный голос Джельсомино
Три весёлые смены
По секрету всему свету
Большое космическое путешествие
Кащей Бессмертный
Смятение чувств
Шут
Примите телеграмму в долг
Школьный вальс
Чучело
Расписание на послезавтра
А если это любовь?
Чук и Гек
Сто дней после детства
Ключ без права передачи
В моей смерти прошу винить Клаву К.
Еще раз про любовь
Не болит голова у дятла
Вам и не снилось...
Гори, гори, моя звезда
Дневник директора школы
Пропало лето
Внимание, черепаха!
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
Приключения желтого чемоданчика
4:0 в пользу Танечки
Точка, точка, запятая ...
Усатый нянь
Иностранка
Алеша Птицын вырабатывает характер
Цветик-семицветик
Мушкетеры 4 'А'
Шла собака по роялю
Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
Пеппи Длинныйчулок
Денискины рассказы
Огонь, вода и ... медные трубы
Автомобиль, скрипка и собака Клякса
Чародеи
Король-олень
Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные
Золушка
Финист – Ясный сокол
Про Красную Шапочку
Мэри Поппинс, до свидания
Без трех минут ровно
Максимка
Васек Трубачев и его товарищи
Неуловимые мстители
Телеграмма
Последнее лето детства
Остров сокровищ
Каникулы Кроша
Принц и нищий
Ох уж эта Настя!
Звонят, откройте дверь
Волны Черного моря
Деревня Утка
Боба и слон
Армия Трясогузки снова в бою
Через тернии к звездам
Акванавты
Молчание доктора Ивенса
Приключения Электроника
Отроки во Вселенной
Москва-Кассиопея
Человек-амфибия
Тайна двух океанов. Вторая серия
Тайна двух океанов. Первая серия
Тайна железной двери
Гостья из будущего
Отель `У погибшего альпиниста`
Руслан и Людмила
Сказка о звездном мальчике
Илья Муромец
Алые паруса
Варвара-краса, длинная коса
Снежная королева
Черная курица, или Подземные жители
Морозко
Вечера на хуторе близ Диканьки
Каменный цветок
Садко
Три толстяка
Город мастеров
Марья-искусница
Пока бьют часы
Старая, старая сказка
Королевство кривых зеркал
Рыжий, честный, влюбленный
Сказка о царе Салтане
Новые похождения Кота в сапогах
Двенадцать месяцев
Принцесса на горошине
Старик Хоттабыч
Василиса Прекрасная
Новогодние приключения Маши и Вити
В поисках капитана Гранта
Сказка странствий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments