Я думаю, что победит Кирилл и вот почему. Климент - черезчур правильный кандидат на этот пост, черезчур жесткий, как это ни странно, хотя выглядит он мягким и незлобливым. Это видно по тому, как он постепенно зятягивает гайки в своей епархии, как непримирим к инаковерующим.
Я, конечно, не знаю всю историю Церкви во всей ее глубине и широте, но, исходя из имеющихся сведений, полагаю, что почти Церковь устояла в веках благодаря компромису между подвигом во имя Христа и грешной природой человека.
С одной стороны, черезчур вольное обращение с догматами вело к разжижению воли верующих и постепенному отпаданию от веры.
С другой стороны, череpчур “ретивые страсторепцы” оканчивали свой путь на задворках истории. Церковь попросту вытакливает из их из себя. Так было и в эпоху Вселенских соборов, так было и в эпоху Никона, так было и со всеми катакомбными толками, которые в силу своей непримиримости оказывались непримиримы и в организации Церковной жизни, в согласовании жизни Церкви и общества, Церкви и государства. Именно поэтому Августин Блаженный одолел донатистов, именно поэтому никониане одолели протопопа Авакуума.
Непримиримость ведет к расколу, к созданию “истинных церквей”, которые впадают в период распада. "Катакомбные", "истинные" церкви всегда дробились, дробились, дробились на все более и более мелкие и мелкие осколки, покуда их след не терялся во времени.
Сейчас на слуху Диомид, но ведь он не первый и не последний ересиарх, весьма типичный, кстати и судьба его последователей мне видется весьма печальной.
Мне гораздо симпатичней другие примеры. Весьма примечательно житие бедного епископа Гурия. Те, страдания, которые он вынес ради того, чтобы не пойти на компромисс с Советской Властью, как и многие многие клирики, не упавшие на колени перед сатанинским сталинским режимом, поражают воображение: “Последним истинным благодатным катакомбным епископом в России и исповедником веры был Владыка Гурий Казанский (Павлов), блаженнопочивший в день Рождества Христова в 1996 г. после совершения им литургии”.
http://www.omolenko.com/zhitiya/guriy.htm
И что же в конце? А ничего. В истории восторжестовали те, кто пошел на ужасный компромисс и их наследники. Хотя человеческие симпатии - на стороне отца Гурия, но их церкви усохли, а Русская Православная Церковь сохранила благодать и влияние на жизнь 3-4 миллионов людей. А ведь это и есть Ее дело, дело Благой Вести, спасение человеков и обретение Царствия Небесного. Так кто же был прав? Гурий или Сергий?
Если говорить о Клименте, он мне кажется, что несмотря на внешнюю смиренность, более конфликтным человеком, более опасным с точки зрения возможноного раскола, чем Киррил, поэтому Поместный Собор его не примет.