zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ПРОТИВ ЗНАТОКОВ ПОСТ

Александр Седов пишет серию прелюбопытнейших постов о милиционерском многосерийном телефильме "Следствие ведут знатоки".

Я видел почти все серии Знатоков, но сериал я ненавидел потому, что для меня победа вежливых, но занудных ментов была каким-то торжеством несправедливости и говноедства над правдою и свободой. Я почти всегда был целиком на стороне преступников, потому, что за их преступления, по слову притчи, нужно давать печеньки и ордена, что и совершилось лет через 15-25. В самом деле переработка отходов - это же рачительный промысел первых миллионеров при перестройке, продажи яиц Фаберже - это же почетный труд коллекционеров арт-рынка. Свободный рынок, капитализм, все дела.

Кроме того, как было сказано, преступники в сериале были гораздо более обоятельны, умны, комичны, человечны, чем знатоки. В них было тепло жизни.

Оригинал взят у alek_morse в Следствие по делу о Знатоках - 2
Продолжаем разговор о главном милицейском сериале. Предыдущая часть "Князь старых вещей" - http://alek-morse.livejournal.com/126871.html
.

Житие и годы
Следствие по делу о Знатоках
Александр СЕДОВ (с) эссе / сентябрь 2016 г.
 .
Рассматривать сериал «Следствие ведут Знатоки» как своего рода «житие» главных героев начали довольно рано, на первых фильмах – в рецензиях критиков и письмах телезрителей. Но едва сериал перешёл в новое качество, обрёл цвет, растянулся по времени и драматургически потяжелел за счёт усложнившихся коллизий, стало заметно, как не поспевают за изменениями сами Знатоки:
 .
На фоне колоритно сыгранных жуликов и воров «заметно потускнели, задержались, что ли, на каком-то возрастном рубеже наши давние знакомцы с Петровки, 38, — сетовал рецензент, посмотрев серию про махинации на городской свалке. - Для них у авторов не нашлось новых красок. Пал Палыч по-прежнему корректен и прожигает взглядом. Шурику не изменяют остроумие и изобретательность. Заботливая Зиночка, как всегда, удачно прилагает к «делу» женскую логику... Погодите-ка, у Зиночки есть новость: она выходит замуж. Правда, имя счастливца пока осталось тайной — уж не задание ли это телезрителям? Во всяком случае, после премьеры «Ответного удара» всех в самом деле лихорадил «опрос: за кого?» (Александр Трошин. Детектив на каждый день, в журн. "Советский экран" №23, декабрь 1975 г.).
 .
Особенно беспокоились телезрительницы, которые выпытывали у авторов правду про отношения Пал Палыча Знаменского и Зиночки Кибрит. Драматурги и постановщики деликатно обходили скользкую тему, ограничиваясь намёками. Несколько эпизодов, где проливался свет на холостяцкий быт Пал Палыча, критики сочли неудачными, на том эксперименты и завершились. Тем не менее, скрытность в отношении личной жизни знаменитых милиционеров вызывала оправданное недоумение. А самым взыскательным критикам это дало повод говорить о признаках застойных явлений в структуре повествования, словно речь шла о народном хозяйстве:
 .
«Порой создаётся впечатление, что герои, чьи имена вынесены в заглавие цикла, уже начинают мешать  сериалу, - делился подозрением Е. Сергеев в газете «Советская культура» четыре года спустя. - Потому что отрицательные персонажи гораздо объёмнее, выпуклее, живее, они переживают сложные психологические драмы. А вот в характерах и судьбах Пал Палыча, Шурика и Зиночки за восемь лет не произошло никаких изменений. (…)
 .
Неизменность, статичность постоянных персонажей… начинает мешать сериям «Знатоков»... И кажется странным, почему это не продвигается по служебной лестнице Знаменский – ведь, судя по фильмам, он весьма способный и перспективный работник. Кажется, что у Томина – столь многогранной и талантливой личности – нет (опять-таки судя по фильмам) никаких увлечений, кроме работы. Такая полная самоотдача делу похвальна с точки зрения начальства, но со зрительской точки зрения скучна. Недаром Шерлок Холмс играл на скрипке, а майор Подберёзовиков из «Берегись автомобиля!» - в самодеятельности» (Е. Сергеев. Вертикаль и горизонталь поиска. – Газета «Советская культура», 26 октября 1979 г.).
 .
Простые зрители высказывались откровеннее. Менее чем через месяц, в ноябре 1979 года, «Литературная газета» цитировала письмо инженера-судостроителя из Ленинграда с гамлетовской фамилией Розенкранц. Под критические стрелы угодила новая серия, но, судя по тону письма, претензии касались сериала в целом. Сыщики в глазах народа теряли активную жизненную позицию.
 .
«Подпасок с огурцом» отличается от предыдущих серий «Следствие ведут Знатоки» тем, что Знатоки следствия не ведут. Первым выбыл из строя Знаменский. Под предлогом, что один из предполагаемых преступников – директор музея – был когда-то знаком с инспектором и тот питает к директору антипатию, Знаменский с экрана исчезает. Вряд ли, скажем, Шерлок Холмс уступил бы свои дела рядовому детективу: не для того был задуман образ проницательного сыщика! …Кибрит играет в действии весьма незначительную роль. Остаётся один Томин, который как профессионал уголовного розыска здесь не всегда оказывается на высоте. …Всё это не остаётся без последствий. В фильме «Подпасок с огурцом» мало действия, динамики, зато много эпизодов, явно затянутых. А заслуженную славу цикла «Следствие ведут Знатоки» надо беречь» (Следствия не ведут Знатоки: реплика читателя, - «Литературная газета», 19 ноября 1979 г.).
.
.
---------------------------------
продолжение следует
следующая часть - "Улики выходят в свет" - http://alek-morse.livejournal.com/127352.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments