zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ЗА КИНО, ПРОТИВ СИНЕФИЛИИ

http://seance.ru/blog/critics-on-critics/

Интересную статью в Сеансе написал Михаил Ратгуаз

Вот ее основные тезисы

1) Сейчас в мире под четыре тысячи фестивалей, из них 75 процентов возникли прямо при нас, за десять лет с 2003-го по 2013-й (по статистике трехлетней давности). Кинокритик-программер был дрожжами в этих инфраструктурах (пара примеров: Локарно организовал Академию критики, коллеги недавно обзавелись «неделей» на Берлинале). Фестивали густо зарастали секциями, спецпрограммами, газетами и панелями. Потерявшая зримые цели, профессия буквально пухла от голода.

2) Потому, что профессия кинокритика накрывается медным тазом. Об этом говорили в 2011 году. Сейчас ничего не поменялось





3) Почему? Потому, что 40 лет назад кассу давал фильм “Пролетая над гнездом кукушки”. А сейчас - “Элвин и Бурундуки”. Зрителю Бурундуков – кинокритик не нужен. Кроме того, сами зрители пишут свои отзывы в Твиттере и Фейсбуке. Шах и мат.

4) Что же сделали кинокритики? – Вместо написания текстов кинокритики превратились в изобретателей эвентов, стал отборщиками и программерами. Вместо власти над умами – стала значима близость к чиновникам, а соответственно и деньгам.

5) Кроме смены профессии, кинокритики повернулась попой к мультиплексу. Критик уменьшался до размеров синефила, который последовательно стал смотреть и писать о редком, потом о редчайшем кино. Все закрылись в своих микроскопических гетто. Так продолжалось целое десятилетие. Многие верили в целебность синефилии, но синефелия стала обманом. Кинокритики-синефилы стали вымирать.



6) Что делать? Надо равняться на короля русской кинокритики – Антона Долина и на королеву – Марию Кувшинову.

7) Долин - слуга двух господ, кино и зрителя, усердный, расторопный, его миссия — быть идеальным проводником, способным переправлять токи любых мощностей. Фигура автора в его текстах складывается из отсутствия резких черт и противоречий. Эта позиция золотой середины, не источенная сегрегационным опытом, возможна только благодаря удивительно здоровому, не знающему насыщения аппетиту Антона по отношению к кино. Антон плевать хотел на профессию отборщика, пишет себе тексты и не дует в ус. Ибо – не зазнается как синефил.

8) Совсем другую модель построила Кувшинова. Она тоже не синефил, ей нужен воздух более свежий и резкий. Кураторство, программинг — это все про Машу, потому что сейчас так носят. Как хозяйка с жестким глазом, Кувшинова видит и щучит кино как комплексную машину: от финансирования до дистрибуции, от режиссуры до носителей.

В ее текстах автор не собирается скрывать своих симпатий в отличие от Долина. Ее набеги могут быть совершены на культурную политику (печать «синефилы при губернаторе» уже не отмоешь от бледного тела кино времен сурковщины и путинизма), или на русских режиссеров (они«никому не нужны»). Ее вылазки осуществляются с применением колющего и режущего, это должно быть живо, например больно.




9)Словно следуя Долину и Кувшиновой большое фестивальное кино охладело к бисеру синефилии и сингулярности и ищет общую почву. Да и жизнь сама стремится к большим общественным формам. Это и ИГИЛ и Новороссия и вот это вот все.

Кино сегодня штопает прохудившуюся эпоху в трех точках.
А) Историческое сознание: оживленно работающая машина времени, переливание вечных снов, костюмное кино.
Б) Символическое мышление: полная реабилитация метафоры, мифа, сказки.
В) Наконец, эпический крой: разговор о сообществах, нациях («Горько!», «Дурак», «Левиафан», «Родина»; «Ида» про поляков, «Браво!» про румын, «Темный мир» про немцев, «Тысяча и одна ночь» про португальцев), о поколениях («Кино про Алексеева», «Пионеры-герои») или о религиозных движениях («Тимбукту»).
А всякий «постмамблкор» условно молодых американцев, которые думают, что кино все еще может быть копией их фейсбука – отправлено в канаву истории.

10) ВЫВОД. ПОЭТОМУ ДЛЯ СПАСЕНИЯ СЕБЯ И ЛЮБВИ К КИНО КРИТИК СНОВА ДОЛЖЕН ОТПРАВИТЬСЯ В БОЛЬШИЕ ЗАЛЫ, ЧТО БЫ В НИХ НИ ПРОИСХОДИЛО, ПРЕОДОЛЕВ БРЕЗГЛИВОСТЬ, ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ ФРАНШИЗЫ. В общем Хвеличита, Хвеличита, не выделывайся, кинокритик, вот тебе песня про валенки.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments