zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

Жанровое своеобразие Советского кино. Часть 1.


Как-то утром на рассвете году так 1993-м я зашел на склад СП Ванньеганнефть, чтобы взять какой-нибудь фильм. А видеотека там была огромная около 4000 фильмов. Время было золотое, дурное. В Нижневартовск на заре капитализма наехали орды американцев и канадцев, которые ни в чем себе не отказывали. Ну и мы тоже приобщались к радостям американского образа жизни. В частности можно было взять любой фильм.


Уже измученный эпохой видеосалонов, пришел я на склад и попросил дать посмотреть “небоевик, неужастик, нетриллер, нефантстику, непорнографию”, на что был получен вопрос: “а что же ты тогда хочешь?” Оказалось, что ничего больше нет, кроме фильма Феллини “Сатирикон”, который, несмотря на мою всю горячую любовь к арт-хаусу смотреть невозможно. Нет, я вовсе не против авторского кино. Я обеими руками за, но отношение к нему у меня двоякое. С одной стороны, именно отсюда из арт-хауса все мои самые любимые фильмы - кино Кесьлевского, Сабо, Триера, Бюнуэля, Кустурицы, та же “Дорога” Феллини и сотни других. С другой стороны, именно здесь сконцентрировались самые для меня отвритительные - Фасбиндера, Вендерса, Джармена и так далее. Да и дело не в только независимом кино.




Дело в том, что вдруг в одночасье киномир перевернулся, в один хлопок исчезло “никакое кино”. Тогда морозным утром мне хотелось посмотреть фильм о мужике, например, которому “сткунул сорокет” и он от этого качается на качелях или об учительнице, которая гуляет по сталелитейному заводу или об уголовнике, который только что "откинулся", а кореша его зарезали. То есть хотелось посмотреть обычное кино об обычных людях.

 

Я жил в мире, где в центре существовал материк “никакого” кино, а с краю приютилось кино либо жанровое, либо редкое фестивальное. Но, вдруг материк “никакого традиционного кино” ушел под воду, остался далекий архипелаг арт-хауса, а чудовище жанрового, в первую очередь, голливудского, американского кино село на престол, свесив ноги и пожирая миллиарды кинозрителей на ужин.




http://www.youtube.com/watch?v=VhW9PnbxAng

 



“Никакое кино” в изгнании было оттесненно в подвал, в подполь, а “арт-хаус” стал загоном для фриков, полем для экспериментов. А кое для кого, не буду говорить для кого, слово “арт-хаус” стало бранным – говорим "арт-хаус" подразумеваем “дурдом”. Я тоже люблю щекотать себе нервы, спускаясь с это подземелье, но иногда хочется вылезлти не божий свет. А там ползают монстры Горлумов, Гермионы Грейнджер и доктора Ганнибал Лектора.

 

Я захотел понять, что же такое никакое кино и понял, что ближе всего в моем представленни к этому образу находится мир, во-первых, советского кино, да, и вообще, мировое кино середины века, любое француское, венгерское, парагвайское, итальянское больше подходило под определение "никакого кино”. Прежде чем разобраться с мировым венгерско-парагвайским “никаким кино”, мне было, хотелось сначала помыслить тему советского никакого, как более знакомого. 

 

“Voilа”, киноленты страны Советов ни арт-хаусом, ни сугубо жанровым кино по преимуществу не были. Не случайно в магазине Совкино стоит отдельно. Вот, вам господа хорошие, - ужасы, а вот – комедии. Вот - арт-хаус, а вот “советское кино”. Такое массовое, популярное, неинтеллектуальное, но и не “жанровое” искусство. Целая вселенная между Кинг-конгом и Солярисом. 

http://www.youtube.com/watch?v=0oQjA4_-PgQ

 

 http://www.youtube.com/watch?v=LXrKXZNDlhQ

И тут я должен сам себя опровергнуть: Cоветсткое кино тоже было жанровым, только система жанров была другой, несовременной. Где-то жанры совпадали, где-то пересекались, где-то выходили за рамки. В СССР были странные для нашего времени жанры: “производственный роман”, “кино перековки”, “подростковое мировоззренческое кино”. Например: “Доживем до понедельника”, “Ключ без права передачи”, “Вам и не снилось”, “Чучело”, “100 дней после детства”, “Точка, точка запятая”, “Курьер”.

Я сразу хочу объяснить, почему меня тянет в киноведческие дебри. Почему не разобрать по очереди “Цвет Граната”, “Звездные войны” и “Время цыган”? Зачем валить все в кучу, а затем разбирать ее на кучки поменьше?  Отвечу: в кино есть два великих диктатора: Время и Пространство. Не моя вина в том, что большинство посредственных режиссеров - невольные исполнители их заказа. Да, и великие в какой-то мере - тоже. Из плена Времени и Пространства убежать невозможно. Как бы не был оригинален автор, все равно на его челе – неизгладимая печать Времени-Пространства. Для меня, да и для других, совершенно не составляет труда определить год и страну создания незнакомого фильма. Плюс-минус - два года. Плюс-минус - Испания-Португалия.  Точность - 95%. А ведь многие режиссеры мнили себя уникальными. Даже ослу ясно, что “Ниночка” Любича снималась на рубеже 30-40-х в США, что “Подруги” Антониони в Италии в конце 50-х, а “Сталкер” в СССР в где-то середине 70-х. Поэтому понимание кино, по моему глубокому убеждению, должно идти от понимания времени и страны создания фильма.

 


Возвращаясь к нашим бараном, к жанрам, я подумал, ведь на
IMBD есть жанровая маркировка большинства фильмов. Мне стало любопытно: как советское кино видится с точки зрения IMDB. Отнюдь не считаю, что конфигурация жанров на IMDB – идеальна и совершенна. Более того, видна ее ущербность, как, например, в случае с фильмами “Морозко”, “Кин-дза-дза”, “Властелин колец”.  Морозко определяется, например, через сочетание жанров Fantasy Family или "фантазийный фильм для семейного просмотра". Каждый октябренок в СССР мог отличить сказку от фантастики, а сейчас когда октябренок стал офис-менеджером сможет отличить и фэнтазии от сказки... 

Поскольку ниже пойдет о жанрах, то мне бы хотелось сразу же рассказать о своем подходе к категории жанра. Рыская в сети, я набрел на роскошный разговор о неактуальных жанрах в российском кино в “Киноведческих записках”. http://www.kinozapiski.ru/article/92. Любопытствующие могут ознакомится. Определяя границы жанра, специалисты обнаружили два подхода. Один я бы назвал “киноведческим”, второй “формальным”. И прикладной подход” показался мне намного убедительный. У каждого жанра есть свой знаток, который назубок выучил его канон, и который как злая собака охраняет жанр от посягательств профанов. Собирая по годам  в этот “канон-загон” безукоризненные образцы, знаток вышивирывают за его чертоги подавляющее число фильмов. Изрядно попотев, группа знатоков может распихать по жанрам от силы 10% всех кинолент, а вся основания масса останется лежать на нейтральной полосе. 


 

В ходе “круглого стола” речь зашла о некой Ирине Шиловой “самом авторитетном специалисте в нашей стране по музыкальному кино и жанру мюзикла”. Шилова полагает, “что за всю историю отечественного кино было два фильма в этом жанре. Первый—фильм Евгения Гинзбурга “Рецепт ее молодости”. Второй - фильм Владимира Грамматикова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Все остальное же с “песнями и плясками» — не мюзиклы, а музыкальные фильмы”. 

http://www.youtube.com/watch?v=ti09FrIAvWU

Мне показалось, что прикладной подход Олега Ковалова, который раздивгает границы жанра куда шире, - намного убедительней, чем “киноведческий”. Он вполне прямо называет “Веселые ребята», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» советскими мюзиклами. Я же не вижу причин этого не делать. 

Тут нужно встать на место составителя IMBd, владельца киномагазина и простого киночайника. И мы сразу поймем, что иного выхода, как раздвигать рамки жанра - просто нет. Для владельца-составителя важно навести хоть какой-то порядок в хаосе кинопроизведений. Ему нужно дать направление поиска, чтобы потребитель продукции мог подойти к полочке и купить то, что желает. И такая жанровая классификация, пусть и не совершенная, работает. 

Подходит к стенду с ужастиками, и покупаешь с вероятностью 95% ужастик, а не мультфильм. А что? Для профана, для IMBD и для разговора о национальном кино достаточен прикладной подход. Здесь важно разобраться с киноматериком, определить его общие очертания.

 

Поэтому, когда я говорю о жанре, я говорю собстственно не о мелодраме или байопике, а о “фильме, который кажется недалекому зрителю мелодрамой” или о “кино, которое хочет быть байопиком, а критикесса его не пускает”, о таком “wannabe biopic”, о “wannabe romance”.

 

Другое дело, что система киножанров на IMDb не совпадает с советской кинореальностью, но и это здесь второстепенно, поскольку важно понять КАК Совкино сочленяется с мировыми аналогами. Быть может, со временем, мне удастся найти более изощренную классификацию. Буду только рад, кто поумнее, подскажет источник в Сети или укажет на какую-нибудь толстую киноэнциклопедию, которой можно человека убить. Пока же буду довольствоваться тем, что есть - IMDb. Тем более что такая грубая прикидка вполне соответствует целям этого текста. 

http://www.youtube.com/watch?v=0c_wJmZZeyU

 

Даже с этой кривой колокольни видно, что жанровые предпочтения в СССР разниться сильно по жанрам как  всего мирового, так и от американского. Согласно IMDB во всем мире за более чем 100 лет кинодеятели наснимали около 400 тысяч художественных фильмов. Разумеется, эти данные – неокончательные. 

 

1) Тут следует оговориться, что в своем сравнительном анализе я проигнорировал мультики, документалистику, короткометражки, порнофильмы и телерепортажи, поскольку вопрос о том, являются ли они жанрами кино или отдельными видами искусства, - заслуживает дополнительной работы ума, который у меня не бесконечен. Например, “Шрек – 3” уже кино? “А йожик в тумане” еще не кино? Слету не ответишь.

 

2) Большинство фильмов являются многожанровыми. Например, “Кин-дза-дза”, как минимум, и фантастика, и комедия. И так далее.

 

Поэтому, речь идет не о количестве “нуаров”, а количестве РАЗ, когда фильмы подпадали под определение “нуар”.

 

Вот примерный расклад по жанрам в мировой киноиндустрии без учета СССР и США. То, что я желал видеть на складе в 1993 году, называя “никаким кино”, на IMDB идет под грифом “драма”. Чистыми драмами (согласно IMDB) являются самые разновекторные фильмы. Сюда подпадают “Зеркало”, и “Короткий фильм о любви” Сабо, и “Полет над гнездом кукушки”, и “Угрюм-река” (хотя это и экранизация романа), и “Белорусский вокзал”, и “100 дней до приказа”, и “Маленькая Вера”, и “Дневная Красавица” Бюнуэля, и “Большая семья”. Жанр драмы включает все подряд: тут и изумрудный авангард, и перестроечная чернуха и дремучий соцреализм.   

http://www.youtube.com/watch?v=OrGawX0RSGw

 

Мировое производство фильмов по условным жанрам без СССР, США и России за все время

             Жанр                                                Количество упоминаний Доля

1           Драма                                              71660            31

2           Комедия                                            46479            20

3           Мелодрама                                        14286            6,2

4           Боевик и Экшн                                   13710            5,9

5           Музыкальный фильм                           12132            5,2

6           Детектив или криминальный фильм      11928            5,2

7           Фильм для семейного просмотра          10054            4,3

8           Триллер                                            9332             4

9           Приключенческий фильм                     7926             3,4

10          Мюзикл                                            5802             2,6

11          Фильм ужасов                                   5511             2,4

12          Фэнтези и сказки                               5510             2,4

13          Мистика                                           4354             1,8

14          Научно-фантастический фильм            3789             1,6

15          Фильм о войне                                   3547             1,5

16          Исторический фильм                          2216             1

17          Байопик                                            2050             0,9

18          Вестерн                                            1511             0,6

19          Нуар                                                16                 0

 

 

Вторым по распространенности жанром является комедия - 21%. А в пятерку лидеров входит мелодрама (6,6%), боевик (6,3%) и детектив (5,5%). Что же касается невнятного жанра “Фильмы для семейного просмотра”, то скажу, что не знаю, как лучше перевести “Family” в отношении кино, хотя у нас такие фильмы назеваются “сказка”. Вообще сказки на IMDB обозначаться сочетанием “Family Fantasy”. 

 

А самыми редкими жанрами выступают: фантастика, фильм о войне, исторический фильм, байопик, вестерн и нуар. Я знаю, что сейчас меня поклонницы нуара порвут на части, но тут все претензии к IMDB (большинство “нуаров” снято в США). Вообще целью этого текста является определение о своеобразия советского кино, а не жанрах кино. Для этого нужны профессиональные киноведческие словари с более совершенной детализацией жанров.

 

Производство фильмов по жанрам в СССР за все время

 

             Жанр                                                Количество упоминаний Доля

1           Драма                                              2687             38

2           Комедия                                            865               12,1

3           Мелодрама                                        541               7,7

4           Фильм о войне                                   413               5,9

5           Фильм для семейного просмотра          408               5,9

6           Музыкальный фильм                           337               4,8

7           Приключенский фильм                        327               4,7

8           Детектив или криминальный фильм      294               4,2

9           Боевик и экшн                                   280               4

10          Мюзикл                                            279               4

11          Исторический фильм                          195               2,8

12          Фэнтези и сказки                               125               1,8

13          Байопик                                            103               1,5

14          Научно-фантастический                     86                 1,2

15          Мистика                                           54                 0,7

16          Триллер                                            34                 0,5

17          Фильм ужасов                                   6                  0,1

18          Вестерн                                            6                  0,1

19          Нуар                                                0                  0

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments