zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

Жанровое своеобразие Советского кино. Часть 2

 

Жанровые предпочтения советского кино довольно мощно разниться с общемировыми и является чуть ли ни антиподом американских. Хотя и в СССР главенствует триада драма, комедии и мелодрамы, но драма отхватила большую часть, наверное, потому, что история СССР сама по себе - драма или даже трагедия. Комедий – меньше. Но! Со смешным жанром нужно погодить. Там есть одна особенность, о которой речь пойдет дальше. 

 

Доля военных и исторических фиильмов в Советском Союзе была значительно выше, чем во всем мире. Процент фильмов о войне был почти в четыре раза выше, а исторических фильмов почти в три раза. Зато советсткое кино почти не знало, что такое триллер, фильм ужасов и вестерн. По данным IMDB не было снято ни одного "нуара". Фильмы ужасов можно перечислить на пальцах одной руки, плюс еще один палец. При чем из шести “ужастиков” два - “Папа умер Дед Мороз” и “Паук” были уже закочены в 1992 году – после известных событий. Остальных там мало, что не удержусь и перечислю: “Вий”, “Господин оформитель”, “Дело об убийстве Тариэла Мклавадзе” (1925!) и “День Гнева” .

 

То же самое и с вестернами, один из которых немой грузинский фильм 1925 года, два совместного с ГДР производства и “Человек с бульвара Капуцинов”, “Вооружен и очень опасен” и “Всадник без головы”. Странно, что “Белое солнце пустыни” – драма, комедия и боевик не маркирован как вестерн, а только как приключенческий фильм 

 

 Производство фильмов по условным жанрам в США за все время на 1 июля 2007 года

 

             Жанр                                       Количество упоминаний Доля

1           Комедия                                   46934                        26

2           Драма                                     43337                        24

3           Фильм для семейного просмотра 9256                         5,1

4           Музыкальный фильм                  9136                         5,1

5           Боевик                                    8949                         5

6           Вестерн                                   8650                         4,8

7           Триллер                                   7933                         4,4

8           Приключенский фильм               7527                         4,2

9           Мелодрама                               7281                         4,1

10          Детектив                                 6499                         3,6

11          Фильм ужасов                          6487                         3,6

12          Научно-фантастический            4585                         2,6

13          Фэнтези и сказки                      3494                         2

14          Мюзикл                                   3353                         1,9

15          Байопик                                   2492                         1,4

16          Фильм о войне                          2123                         1,2

17          Исторический фильм                 1219                         0,7

18          Нуар                                       429                           0,3

 

 

Если преобладающие жанры советского кино отличаються от преобладающих жанров кино остального мира довольно сильно, то по отношению к кино США являют собой почти диаметральную противоположность. Замечу, что не следует удивлятся певрому месту комедий. Дело в том, что подавляющее количество комедий в США было выпущено в первой половине века, когда почти половина фильмов были комедиями. После 1960 года комедий стало в разы меньше. Может прошла мода на комедии. Мможет жизнь стала несмешной, но в последние десятилятия комедии составляют от силы 10% кинопотока в Соединенных Штатах. Самое главное, что современные голивудские комедии находятся на относительной переферии общественного внимания. Среди 50-ти самых цитируемых, а, по сути, самых кассовых фильмов, упоминается всего американских фильма-комедии: “Форст Гамп”, “Пираты Карбиского моря” и “Назад в будущее” .

Зато среди 50-ти самых цитируемых советстких фильмов аж 15 комедий, что является культурной аномалией. Это - “Кин-дза-дза", "Бриллиантовая рука", "Ирония судьбы или с легким паром", "Кавказкая пленница, Иван Васильевич меняет професию", "Операция “ы” или новые приключения Шурика", "Белое солнце пустыни", "Служебный романс", "Мимино", "12 стульев", "Берегись автомобиля", Джентельмены удачи", "Покровские ворота", "Гараж" и "12 стульев”.

http://www.youtube.com/watch?v=g0X1TQk0ohs&feature=related

 

Было бы любопытно понять в какой степени жанровая структура советского кино обусловлена особенностями советского строя, а в какой - вневременными "исконными" национальными предпочтениями. Иначе говоря, хотелось бы понять в СССР: триллеры у нас не снимали потому, что Партия не велела или потому, что среднестатистический русский кинематографист и кинозритель впитал любовь к мелодраме и презрение к триллеру с молоком матери.

 

После того как была снята партийная удавка, жанровые кинопредпочтения в России изменились. Cреди массовых жанров резко пошли вверх боевики и криминальные фильмы. Доля боевиков в России по сравнению с СССР выросла 1,7 раза, доля “криминала” в 1,5. Вытеснив военные фильмы, семейные (по сути, детские фильмы и сказки) боевики и детективы заняли 4 и 5 место в иерархии российских жанров. 

 

В полтора раза выросло и количество комедий, но тут нужно сделать отступление и отметить, что подавляющее количество комедий было снято в 90-е годы, особенно в самом начале 90-х. Тогда “шедевры” смешного жанра наподобие, “Импотент” и “Бабника” буквально захлестнули экран, но в отличие от советских нетленок постперестроечная комедийная пена, как нахлынула так и отхлынула. Если при Ельцине доля комедий составляла аж 20%, то при Путине упала до 14%. 

 

Вообще, смена власти в ночь на 2000 сильно повлияла на жанровые предпочтения в российском кино. Например, находившееся в полном загоне при СССР "ужастики" и триллеры, подняли голову, и хотя, все еще не делают погоды, стали играть заметную роль в киножизни страны. После краха СССР в Росиии доля фильмов ужасов выросла в 13 (!!!), а триллеров в 9 раз. Тем не менее, фильмы ужасов все равно плетуться в хвосте, занимая 17 место. Как и с комедиями в отношении триллеров важен водораздел "Ельцин-Путин" только с обратным знаком. Обросшая жирком киноиндустрия поднятужилась, пукнула и выдала среди прочего дорогущие “Дозоры”, недешевые “72 метра” и “Параграф 78”

 

Доля научной фантастики и мистики также выросла соответсвенно 1,5 и 2 раза. 


 
http://www.youtube.com/watch?v=Tzj6NbGXjGc

После распада СССР рухнул и не поднялся музыкальный фильм, мюзикл и сказка. Согласно IMDB после 1991 года их стали снимать в 2 и 2,5 раза реже, чем в СССР. В чисто количественном выражении против сотен советских сказок, детских и музыкальных фильмов в современной России было выпущено всего несколько десятков. А, самое главное, то немногое, что вышло находятся на обочине кино. Кто нибудь видел его? Целый материк детского, музыкального и сказочного жанра исчез подобно Атлантиде.           

http://www.youtube.com/watch?v=dFngogKViAU&feature=related


 

Да и в других европейских странах мало сказок, музыкальных фильмов и мюзиклов - маловато. За всех отдувается Индия. 

http://www.youtube.com/watch?v=E2PscFzUlKI


Но, несмотря все перемены, кино России, сохранило жанровое своеобразие. Оно сначало приблизилось к мировой жанровой палитре при Ельцине, а затем после прихода к власти Путина, задумалось, и поползло обратно к ситуации до 1991 года. 

Почему?

Во-первых, как советское, так и российское кино тяготеет к так называемому историзму. Исторические фильмы, фильмы о выдающихся исторических деятелях и особенно фильмы о войне стали фирменной меткой нашего кино. Дело не только в том, что доля произведений в этом жанре не только больше, чем в других странах, но и в том, что именно эти киноленты нанесли советское кино на карту мира. 

Из 10-ти самых цитируемых на
IMDb советских фильмов шесть, можно назвать историческими или военными. “Броненосец Потемкин”, “Андрей Рублев”, совместный фильм “Дерсу Узала”, “Иди и смотри”, “Александр Невский” и “Человек с киноаппаратом” (который можно отнести к документальным).    

  

Именно “военное кино” прославило советский синематограф. На трех самых престижных кинофестивалях - Каннском, Венецианском и Берлинском - СССР до 1991 года взял в общей сложности 5 главных приза. 2 раза
- “Золотую пальмовую ветвь”. 2 раза Золотого медведя. Разок – “Золотого льва”. То есть, 4 фильма из 5-ти были так или иначе связаны с темой войны - “Великий перелом” Фридриха Элмлера, “Летят журавли” Михаила Калотозова http://www.youtube.com/watch?v=ZQ3_x0axdfM “Иваново детство” Андрея Тарковского и  “Восхождение” Ларисы Шепитько. 

10 раз советские фильмы были номинантами на премию Оскар в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. Три из них принадлежат (помимо других жанров) к жанру “фильм о войне”. Это - “Война и мир” Сергея Бондарчука (1968), “А зори здесь тихие” Станислава Ростоцкого (1972) и “Военно-полевой роман” Петра Тодоровского (1985). 

А ведь в мировом кинопотоке жанр “военного фильма” - струится тонким ручейком. Доля фильмов о войне во всем мире за все годы составила - 1,5%, в США - 1,2%. В СССР же военная тематика заторнула почти 6% кинолент, а военный жанр занимал четвертое место в табели о рангах!!!   

В 1992-2000 годах в России было снято всего 9 строго “военных лент”. Зато после 2000 года маятник качнулся в другую сторону. За соизмеримый период 2001-2007 года вышло в три раз больше, а именно, 29 "военных" фильма. И снова запах пороха в нашем кино сказывается не столько в количественном, скольком в качественом плане. Заметным явлением стали “Утомленные солнцем” Никиты Михалкова (1995), “Кавказский пленник” Сергея Бодрова (1996), “Вор” Павла Чухрая (1997). Настолько заметным, что именно эта троица пошла на Оскара. И хотя “Утомленные солнцем” и “Вор” - фильмы не о войне, дым войны отбросил тень на почти всех оскаровских номинантов из России. У Михалкова сюжет завязан на комдиве Котове, герое граждаснкой войны, а у Чухрая о псевдогерое войны Отечественной

http://www.youtube.com/watch?v=ExbT_-Vu5H0

А уж Путине жанр “война и немцы” огляделся, встрепенулся, и, рассталиквая локтями “чуждые” триллеры, фантастику и мистику, бодро полез наверх. Кино- и телеэкраны ощетинились оружием разных эпох и конфликтов. От военного фильма отпочковались смежные военные киносериалы и псевдопатриотические боевики. В мешанине околовоенного жанра теперь дружно сосуществуют экофеминисткая “Кукушка” и дорогущая “9 рота”, красочный “Турецкий гамбит” и скандальные “Сволочи”.

 

Фильмы, основанные на реальных историчесих событиях, как это ни странно, кинематографиеская диковнка во всем мире, и особенно, в США. Там и принадлежит, соответсвенно, 1% и 0,7% и последние места в “рейтинге жанров”. 

 

Зато в Советском Союзе, да и в демократической России историческому кино принадлежит значительно более весомая доля. В СССР доля исторических кинолент составляла 2,8%, а в России – 2,5%. Исторический фильм опережал и опережает у нас такие уважаемые везде жанры как фантастика, фильм ужасов и мистика. А что? Воображаемый мир докора Калигари, Дракулы или Ведьмы из Блер меркнет на фоне ужасов граждансой войны, мистики массовых репрессий или фантасмагории позднесоветского быта.


 

Тут дело не в одних ужасах. Советское кино как мало-мальски заметное явление начиналось как кино историческое. Уже упоминавшиеся “Броненосец Потемкин”, “Александр Невский”, а также “Иван Грозный” и особенно “Чапаев”. Россия -историческая нация и исторический опыт России всегда был и будет предметом художественнй рефлексии, хотим мы этого или нет. Историческим сознанием проникнута вся Россия от Генсека до посудомойки. Это видно по патологической популярности образов Василия Ивановича, Петьки и пулеметчицы Анки. Не один фильм в России не был растиражирован в народном фольклоре как эпос о герое гражданской войны. Кончено, тут нужно помнить, что Анка – не историческая личность, но в кино – это не зеркало истории.  Оно орудет представлением, образами и фантомами истории, если уж на то пошло. А для исторического сознания “образ” в 100 раз важней, чем сухой факт.

 

Во время борьбы с безродными космополитами производство фильмов в Советском Союзе было чуть ли не штучным. На IMDb имеются данные о том, что в период 1945-1953 года было снято 271 фильма. Аж по 30 фильмов в год. Зато расцвел пышным светом жанр байопика. Адмиралы Нахимовы, Ушаковы, академики Павловы, изобретатели Поповы, композиторы Глинки, Мусорогский, поэты Шеввченко, литературные критики Белинский были призваны объяснить, что “CCCР – родина слонов”. Итого 14 фильмов на 271 или 5% кинопрозводства. Немало с учетом того, что во всем мире фильмов этого редкого жанра производится около 1%.

 

Производство фильмов по жанрам в России после 1991 года

 

             Жанр                                                Количество упоминаний Доля

1           Драма                                              444               32,9

2           Комедия                                            234               17,4

3           Мелодрама                                        116               8,6

4           Боевик и Экшн                                   93                 6,9

5           Детектив или криминальный фильм      84                 6,2

6           Триллер                                            59                 4,4

7           Приключенческий фильм                     55                 4,1

8           Фильм о войне                                   38                 2,8

9           Фильм для семейного просмотра          34                 2,5

10          Исторический фильм                          34                 2,5

11          Фэнтази и сказки                               30                 2,2

12          Мюзикл                                            25                 1,8

13          Научно-фантастический фильм            25                 1,6

14          Музыкальный фильм                           24                 1,8

15          Мистика                                           23                 1,7

16          Байопик                                            19                 1,4

17          Фильм ужасов                                   15                 1,1

18          Вестерн                                            1                  0,1

19          Нуар                                                0                  0

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments