zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

Заграница в советском кино

Когда Ленин и Троцкий прятались в шалаше в Разливе от Керенского, то Ленин вдруг заявил: “А ты знаешь, Лев, из всех искусств-то для нас самым важным является кино”. Троцкий об этом рассказал Зиновьеву на 15 съезде Партии. Тот - Сталину. Так возникло Советское кино. Это был уникальный ни на что не похожий культурный материк.



Например, ужастики, триллеры и эротика в СССР – считались отрыжкой Загнивающего Запада. А вот сказки, мюзиклы, детские, музыкальные фильмы и мультипликация расцвели всеми цветами радуги. Это - не удивительно. Ведь и коммунизм сам был сказкой и блажью. Поэтому кино полное по природе своей радости, бодрости и волшебства – стало фирменным почерком советского киноискусства.



Но самым загадочным феноменом советского кино стало продолжительное цветение поджанров, которые за границей почти не развивались, которые и у нас выпорхнули из небытия, а потом канули в лету после путча 1991 года – как будто и не было.

1) Школьное кино
2) Производственный роман
3) Кино о загранице

“О школьном кино” уже много написано. Производственный роман – не оправдал испытание временем. а вот “советское кино о загранице” – вошла в коллекцию Первого Канала. Теперь его крутят на праздники с утра до вечера.

При Ленине, Сталине о загранице кино снимало мало. Были редкие, но это убогие фильмы о шпионах, рабочем подполье, фашистах, неграх, подлых заговорах, вундервафлях, нацистах и акулах капитализма, которые выглядели сплошь как обитатели дома престарелых. А чтобы ни у кого сомнение не было, то фильмы так и называли: “Конвейер Смерти” (1932), «Юный Фриц” (1943), “Суд народов” (1947), “Максимка” (1952), “Тайна двух океанов” 1955-1956, “Русский сувенир” 1960, “Жидомассоны из Чикаго” 1949, “Гиперболоид Инженера Гарина” и “Обыкновенный фашизм».

Все изменилось с приходом Брежнева на место Хрущева и особенно Лапина на телевизор. Где-то в 1970 начинается эпоха ЭКРАНИЗАЦИЙ. По подсчетам экспертов НИИКа 47% фильмов, снятых в эту эпоху, были построены на основе литературных произведений, зачастую уже хорошо известных зрителю.



Если современные капиталистические страны все-еще были притонами гангстеров, пиратов, убийц в белых халатах, бедняков, богачей и юдолью печали: “Мертвый сезон”, “Рафферти”, “Американская история”, “Богач, бедняк”, “Приключения Электроника”, “Ошибка резидента, “Мираж”, “ТАСС уполномочен заявить”, “Тайны мадам Вонг”, Пираты “ХХ века”. (Забавно, что в странах СЭВ все было наоборот. Люди там плясали прямо в Румынии и изобретали Икарусы в Будапеште – “Песни моря”, “Мария-Мирабелла”, “Отпуск за свой счет”).



В начале 70-х с фильмами о заграница происходит странная, но значимая метаморфоза. В доселе преимущественно пролетарское, классовое киноискусство проползла КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ под видом экранизации классики. Вдруг как из рога изобилия на экраны голубых экранов в хрущевки и пионерлагеря полезли тысячи маркизов, князей, рантье, буржуа и куртизанок. Феодальный и ранебуржуазный “Закордон” вдруг превратился в Потерянный Рай. Классовые война вдруг закончилась. В каменоломнях, на заводах и на помещичьих полях никто спину почти не гнул. Максимум - хитроумные слуги дурили простоватых дворян.



Все пели, плясали, фехтовали, оранжево скользили в ландолетах, охотились, крили трубку, сидели в теплом пледе у камина, анатомировали лягушек, дружили, играли в шахматы, раскрывали страшные убийства, искали смысл жизни заканчивали войны, и влюблялись, влюблялись, влюблялись.

Советские режиссеры с маниакальным упорством любуются пелеринами, элегантными фраками, экипажами, карнавалами, сервировкой стола, устрицами, мускатом, тенистыми аллеями, дворцами, особняками, лондонскими туманами, уютными улицами, микроскопами, вышколенными манерами, андалуссийским солнцем, декольте, таинственными тайнами и эликсирами долголетия. Советское кино задолго до появления глянцевых изданий в России предвосхищает эпоху Путинского Гламура и зажигает в сердце советского МНСа и мещанина тягу к прекрасному. Плюс меняется на минус. Доселе эксплуататоры трудового народа – становиться бравыми героями или слегка комичными, но адски обаятельными инфантилами.
“Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь”. Есть, есть в этой максиме зерно истины. Тяга к прекрасному была воспитана у совков советской же интеллигенцией.

Наконец, последний гвоздь в крышку гроба советской этики забил Усатый Шмель, пусть и не в заграничном фильме, зато в исторической, поволжской мелодраме “Жестокий романс”, в 1984 году. Никита Сергеевич развенчал образ скромного труженика почты, и посадил на престол дворянина-предпринимателя – будущего нового русского из 90-х. Карандышев у Михалкова – хрестоматийный Омега-чмошник, подлый, тупой, трусливый нищеброд, к тому же не разбирающийся совершенного в высокой кухне и урожаях винограда. Паратов – пусть и не образец благородства, зато победоносный, великодушный, мудрый, красивый, интеллигентный, певец под гитару и Альфа-самец.

В 1995 году к власти в СССР приходит Горбачев, а уже в 1992 году миллионы Мини-Паратовых захватывают власть над Карандышевыми…

Забавно, что если современные советские фильмы высмеивали в основном США, то “исторические” благоговели перед Францией, Испанией, Италией и той же Англией. Ну, правильно политесу нужно у матушки Европы учится, а не у туповатого ковбоя.



Англия 20
Италия 8
Франция 8
США 5
Испания 4
Швеция 4
Весь мир 3
Австро-венгрия 2
Аргентина 1
Дания 1
Ирландия 1
Монголия 1
Румыния 1
Фракия 1
Югославия 1

Сюжет большинства “исторических фильмов СССР про заграницу” из списка фильмов, которые мне удалось припомнить, развивался в Новое Время, эпоху Модерна. 19 век – 30, начало 20-века до 1941 года – 16, 17 век – 7, 18 век – 6, а вот эпохе Ренессанса, Античности и особенно Средних Веков у нас было снято маловато фильмов.

19 век-начало 20-го 30
начало 20 века 16
17 век 7
18 век 6

16 век 2
12 век 1
13 век 1
6-7 век до н.э. 1
14 век 1.




Девятый вал заграничных фильмов СССР пришелся в аккурат перестройки в 1975-1985 гг. Во время Перестройки в фокусе внимания оказался сам Советский Союз. В 1991-1993 Эйрмаджан, и Гайдай сняли десяток комедий про совка за границей, а потом как отрезало. Заграница к нам пришла в виде подержанных Тойот и Фордов, водки “Смирнофф”, “Амаретто”, 78 видах колбасы, вещевых рынков, видаков, “Cникерсов” и так далее и так далее. К тому же все, кто хотел увидеть заграницу живьем хоть разок, хоть разок уже то сделали. По крайней мере в больших городах.



В любом случае “Заграница” потеряла свое нездешнее обаяние от тета-тета и современный русский режиссер почти ее не снимает. Да и экранизации уже не в чести. Каждый автор стремится написать сценарий сам или переделать его до узезнавемости.
2 Дети капитана Гранта Весь мир 19 век 1936 СССР
2 Золушка Франция 16-17 век 1947 СССР
2 Овод Италия 19 век 1955 СССР
2 Дон Кихот Испания 17 век 1957 СССР
2 Человек-амфибия Аргентина начало 20 века 1961 СССР
2 Король-олень Италия 18 век 1969 СССР
2 Безумный день, или Женитьба Фигаро Италия 18 век 1974 СССР
2 Соломенная шляпка Франция 19 век 1974 СССР
2 Чисто английское убийство Англия начало 20 века 1974 СССР
2 Здравствуйте, я ваша тетя! Англия начало 20 века 1975 СССР
2 Капитан Немо 19 евинаан 1975 СССР
2 Приключения Буратино Италия 18 век 1975 СССР
2 Стрелы Робин Гуда Англия 14 век 1975 СССР
2 Когда-то в Калифорнии США 19 век 1976 СССР
2 Красное и черное Франция 19 век 1976 СССР
2 Небесные ласточки Франция 19 век 1976 СССР
2 Приключения Калле-сыщика Швеция начало 20 века 1976 СССР
2 Табор уходит в небо Австро-Венгрия начало 20 века 1976 СССР
2 Труффальдино из Бергамо Италия 18 век 1976 СССР
2 Волшебный голос Джельсомино Италия 20 век 1977 СССР
2 Собака на сене Италия 17 век 1977 СССР
2 Дуэнья Испания 18 век 1978 СССР
2 Расмус-бродяга Швеция начало 20 века 1978 СССР
2 Средство Макропулоса Австро-венгрия начало 20 века 1978 СССР
2 Театр Англия начало 20 века 1978 СССР
2 Д`Артаньян и три мушкетера Франция 17 век 1979 СССР
2 Приключения принца Флоризеля Англия начало 20 века 1979 СССР
2 Трое в лодке, не считая собаки Англия 19 век 1979 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство Англия 19 век 1979 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись Англия 19 век 1979 СССР
2 Дульсинея Тобосская Испания 17 век 1980 СССР
2 Идеальный муж Англия 19 век-начало 20-го 1980 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа Англия 19 век 1980 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Охота на тигра Англия 19 век 1980 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка Англия 19 век 1980 СССР
2 Американская трагедия США начало 20 века 1981 СССР
2 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна США 19 век 1981 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей Англия 19 век 1981 СССР
2 Эзоп Фракия 6-7 век до н.э. 1981 СССР
2 Баллада о доблестном рыцаре Айвенго Англия 12 век 1982 СССР
2 Дом, который построил Свифт Ирландия 18 век 1982 СССР
2 Никколо Паганини Италия 19 век 1982 СССР, Болгария
2 Трест, который лопнул США 19 век 1982 СССР
2 Мэри Поппинс, до свидания Англия начало 20 века 1983 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры Англия 19 век 1983 СССР
2 Пеппи Длинныйчулок Швеция начало 20 века 1984 СССР
2 В поисках капитана Гранта Весь мир 19 ве 1985 СССР, Болгария
2 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда Англия 19 век 1985 СССР
2 Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается Англия начало 20 века 1986 СССР
2 Десять негритят Югославия Англия 1987 СССР
2 Человек с бульвара Капуцинов США 19 век 1987 СССР
2 Дон Сезар де Базан Испания 17 век 1989 СССР
2 Одиссея капитана Блада Англия 17 век 1991 СССР, Франция
2 Королева Марго Франция 16 век 1996 Россия
2 Графиня де Монсоро Франция 16 век 1997 Россия
2 Воспоминания о Шерлоке Холмсе Англия начало 20 века 2000 Россия
2 Андерсен. Жизнь без любви Дания 19 век 2006 Россия, Италия, Германия
2 Монгол Монголия 13 век 2007 Россия, Германия, Казахстан

ЕСЛИ КОМУ НЕ ЖАЛКО, накидайте названий “исторических фильмов СССР про заграницу». Особенно было бы интересно увидеть или вспомнить фильмы про страны Азиатские – Японию, Китай, Персию, Османскую империю и Тюркские каганаты, про Африку, Латинскую Америку, про Средние Века, вообще всякая экзотика – приветствуется.



Сюжет должен привязан к конкретной стране, герои должны быть преимущественно иностранцами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments