zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ

Как это ни странно, мечтая о следующих путешествиях думаю об этом направлении. Россия + Казахстан + возможно Китайская Джунгария. В общем ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ.

Оригинал взят у varandej в Целина


На протяжении нескольких веков, со времён падения Золотой Орды, Россия шаг за шагом уничтожала одну из самых грозных цивилизаций мировой истории - Великую Степь. Ту самую Степь, откуда приходили скифы, гунны, авары, монголы, громившие Рим, Константинополь, Сиань - кажется, во всей Азии не было страны, не знавшей хоть раз поступи кочевников. И так сложилась, что именно России выпала миссия по ликвидации этого сухого океана в центре Евразии. К ХХ веку миссия была выполнена блестяще: на Диком поле,

на вольной Волге, в сибирских степях стояли купеческие города и помещичьи усадьбы, капиталисты строили заводы, немцы-колонисты осваивали непаханные земли, евреи вели торговлю. Казахов и киргизов приручили, а их злейший враг джунгары-калмыки сбежали вглубь России от Китая. В 1920-30-е годы и казахов приковали к земле, сделав оседлым народом, попутно вызвав голод пострашнее, чем в те же годы на Украине. В общем, к 1950-м годам для окончательного искоренения Великой Степи

остался последний шаг - распахать её. Превратить Степь в Поле.
И вот уже по воле Хрущёва со всей страны "романтики 50-х" устремились в безлюдные пространства Северного Казахстана поднимать целину. ...Конечно, всё перечисленное не было планом - не связанные между собой шаги и события просто сложились в грандиозную.историческую цепь победы над Великой Степью. И не случайно именно из этой степи произошёл первый прыжок человека за пределы Земли с космодрома Байконур.

А я вчера вечером вернулся с Целины. Северный Казахстан и прилегающие районы России. Несмотря на ряд неприятностей, поездка прошла более чем успешно. Хочется надеяться, что это начало большого цикла путешествий по Казахстану - огромной, богатой, противоречивой и очень неизвестной стране.

Первым пунктом моего путешествия стал город, который я в 2010 исходил вдоль и поперёк:



Конечно же, Екатеринбург. Это оказался

самый удобный пункт для броска в Курганскую область. Но доехал сюда я в 6 утра, а автобус отходил около 8. За пару часов я чуть-чуть погулял в районе Плотинки и съездил посмотреть на новую станцию метро "Ботаническая". Это жесть! То ли в Екатеринбурге есть свой Великий Пасечник, то ли... Даже не знаю, что и думать. Ходить здесь реально страшно - так и ждёшь, что сейчас тебе на голову шлёпнется литр мёда. Шум в тоннелях невольно воспринимается пчелиным гудением.

А какого же размера пчёлы в этих сотах?!
По такому случаю отредактировал старый пост о Екатеринбургском метро, где показаны другие станции и эта подробнее. Вообще метрополитен в столице Урала очень красивый и очень уральский.



А дальше вышел конфуз. В Курганской области более всего мне хотелось увидеть городок Далматово, где находится полуразрушенный монастырь с совершенно фантастической историей об иноке-воине Далмате Исецком, казаке из Тобольска, затем монахе из Верхотурья, который сбежал оттуда в степь, так как его хотели поставить

игуменом, а монастырь настиг его там. От Екатеринбурга до Далматова 4 часа пути, но я не знал одной тонкости: курганский автобус туда НЕ ЗАХОДИТ. В общем, я в буквальном смысле пролетел мимо Далматова, лишь увидев его околицу из окна. Не заходил автобус и в Шадринск, но тут я был хотя бы предупреждён.

Шадринск оказался на удивлением симпатичным и ухоженным купеческим городком:



С собором в стиле "сибирского барокко", исправно работающим заводом и домом-музеем Ивана Шадра - очень нетривиального советского скульптора:



Шадринск успел поколебать мои представления о
Куруганщине как исключительно бедном регионе. Но сам Курган всё вернул на свои места - это действительно очень бедный, довольно мрачный и почти лишённый достопримечательностей областной центр:



Впрочем, уездных домиков от старого Кургана сохранилось много - но общую тоскливую картину они почти не оживляют. В общем, да простят меня курганцы, но как мне показалось, город находится в глубоком упадке, а опрометчиво брошенная несколько лет назад характеристика "самый неинтересный регион России" весьма близка к истине. (Да, для обидчивых поясняю: это НЕ значит, что Курганская область не интересна и смотреть там не на что, а значит, что другие регионы России ещё интереснее. Понятно?)



В принципе Курганщина больше напоминает казахстанские области, чем российские, особенно её южная часть с бескрайними степями. Из Кургана я поехал в Петропавловск -

северные ворота Казахстана, город на Транссибе со станцией, принадлежащей РЖД. Ехал я на транзитном поезде Белгород-Новосибирск - всё оказалось предельно просто: после Петухово по вагону проходят русские пограничники, проверяют документы только у тех, кто взял билеты до казахских станций.

После Мамлютки - соответственно, казахские пограничники, которые тоже проверяют и ставят штампы в миграционки только едущими непосредственно в Казахстан. Просто, быстро и удобно, в отличие от жутких переходов Западного Казахстана, где поезд проходит обе границы в сумме около 5 часов.



Уже в черте Петропавловска у меня вышел неприятный эпизод. Я по привычке стоял в тамбуре, так как в вагоне было слишком жарко. Рядом - женщина в длинном пальто. Когда поезд стал тормозить, она внезапно открыла дверь и на малом ходу выскочила из вагона.

Я машинально захлопнул дверь - и в этот момент в тамбур вбежали проводники с криком "Для чего Вы открыли дверь?!". В общем, тревожно мне было: а вдруг это какая-нибудь контрабандистка, наркоторговка, и я окажусь соучастником? Забегая вперёд, скажу, что никаких последствий эта история не имела - но в тот вечер "забежать вперёд" я возможности не имел. А приехав в гостиницу "Скифы", я узнал, что мне здесь не будут делать регистрацию, так как я уже завтра съезжаю. В общем, ночью в комфортнейшем номере мне было очень плохо, и хотелось убраться назад в Россию. Гостиница же оказалсь действительно хорошей, хотя и дорогой (около 1400 рублей) - но как оказалось позже, с гостиницами в Казахстане вообще сложно - или дороговаты, или убоги.



Петропавловск стал третьим городом Казахстана, который я увидел - после Уральска (раз, два, три) и Атырау в 2009 году. Скажем прямо - город маленький и довольно невзрачный. Свои достопримечательности тут есть - но нет среды, несколько десятков интересных домов и храмов раскиданы среди хрущоб:



Хотя есть своя Подгора (как в Тобольске) с барочным Петропавловским собором - вторым по возрасту в Казахстане после казачьего собора в Уральске.

того, тут ещё и старейший в Казахстане костёл есть! В целом же, Петропавловск с 66% русских и 24% казахов совершенно не производит впечатления заграницы, напоминая крупный сибирский райцентр и укладом, и уровнем жизни.



А из Петропавловска ночным поездом я двинул в Астану:



Сказать, что Астана впечатляет - не сказать ничего! Это действительно Столица, роскошный, сверкающий город будущего, выросший за десять лет в ледяной степи на месте советского Целинограда. Такого буйства современной архитектуры не увидеть более нигде на постсоветском

пространстве, Астану уместнее сравнивать, наверное, с Дубаем или Шанхаем - масштаб, конечно, поменьше раз в десять, но вектор тот же. Особенно впечатляет она в мороз. Я гулял и не мог остановиться несмотря на -25 с ветром.





В Астане же я сделал регистрацию. О регистрации я напишу отдельный пост, скажу лишь кратко - по крайней мере в столицах всё совсем не страшно, тратится полчаса утром и полчаса вечером, полиция в миграционном отделе очень цивилизованная. Да и в принципе

Астана по уровню жизни едва ли не превосходит Москву, а контраст с угрюмой казахской провинцией ещё сильнее. Но кое-где среди роскоши новой столицы попадаются осколки русского уездного Акмолинска:



Утром на автобусе я выехал в Караганду. Вообще, получилось, что я успел осмотреть пол-Астаны и пол-Караганды, но я планирую сюда вернуться. Караганда совсем рядом - всего-то 4 часа на автобусе по голой степи. Да, здесь 4 часа - это рядом. По дороге проехали Темиртау - "Казахстанскую Магнитку":



Караганда, несмотря на закрытие шахт и отток 20% населения, оказалась на удивление цивильна. Судя по всему, её кормят металлургические заводы области -

железный Темиртау, медные Жезказган и Балхаш. Советская архитектура в Караганде довольно примитивная, но попадаются свои достопримечательность - будь то крупнейший в Средней Азии костёл:



Или церковь 1950-х годов постройки в одном из рудничных посёлков:



Здесь же, в Караганде, я попал на День Независимости, который празднуется 16 декабря, в годовщину Желтоксана - событий в Алма-Ате 1986 года. Было 4

выходных (с пятницы по понедельник), само празднование в Караганде было не слишком масштабным. Площадь, где должен был пройти концерт, охраняли солдаты:



А уже вечером поимел неприятности с местной полицией. На подходах к вокзалу меня ограбили простейшей ментовской разводкой: "ваши документы - отойдём с прохода - у нас неспокойно, позвольте вас досмотреть", а после досмотра я не досчитался около 1000 рублей в местной валюте (тенге). Надо сказать, что этот случай воспринимается  скорее исключением, чем правилом - в основном казахские "полицыясы" производят довольно адекватное впечатление.


Подозреваю, здесь по случаю праздника в Караганду нагнали ментов откуда-то с глубинки, а по окончании празденств ребята решили подзаработать. В общем, всё как у нас: в основной массе полиция нормальная (хотя и въедливая со скуки), но всегда есть риск нарваться на гопников в погонах. Особенно в глубинке. Кстати, русского полицейского видел только один раз - 99% казахи. Кроме того, по словам местных, полицейские здесь сильно трясут гастрбайтеров - а в Казахстане это в основном узбеки.

Ещё одно лирическое отступление:



Не могу обойти вниманием и Культ Личности. Нурсултан


Назарбаев тут везде - плакаты с ним развешаны по улицам, в людных местах висят растяжки с его цитатами на непременном голубом фоне, он пожизненный президент и официальный Лидер Нации, и более того - его здесь действительно ЛЮБЯТ. Причём как казахи, так и русские. Впрочем, любить его действительно есть, за что: не считая этого самого Культа Личности, по крайней мере в северных регионах Казахстан - не Средняя Азия, а страна одной категории с Россией, Украиной и Беларусью. Более того, по уровню доходов последние 10 лет Казахстан на втором месте в СНГ после России. Что крупные города тут


зажиточнее, чем на Украине и в Беларуси, видно невооруженным глазом, а казахстанцы тоже не дураки, и понимают, что альтернатива для них - отнюдь не Европа и даже не Россия, а страны типа Узбекистана или Киргизии.



Вообще, политически Казахстан напоминает Беларусь - но только азиатскую, а потому более жесткую. Твёрдая рука, полицейский на каждом углу, обилие социальной рекламы и довольно редуцированная реклама коммерческая. Облик многих казахских городов такой же рафинированный, как в Беларуси - строгий советский стиль, ровная палитра. Но есть одно принципиально отличие: Казахстан насквозь капиталистический. По заверениям партийных плакатов, доля малого бизнеса в ВВП до 30%, но при этом и "спасение утопающих - дело самих утопающих": если где-то в моногороде завод стал убыточным - его закроуют, не моргнув глазом, оставив город степным ветрам.

Восстание рабочих в Новом Узене, случившееся как раз когда я был в Караганде - наглядное тому доказательство. Но при этом большинство людей, с которым я разговаривал, не хотят перемен и говорят, что без Назарбаева Казахстану "хана". Очень гордятся тем, что в республике все эти 20 лет был мир и дружба народов.



Кстати, хотя почему-то в подборку попали в основном казахоязычные плакаты,

на самом деле тут полная реальная двуязычность: все вывески дублируются, все владеют русским языком. На севере проще встретеить человека, не владеющего казахским. Даже Астана в основном русскоязычна. Но местные русские - какие-то другие, "не наши". Видимо, сюда ехали люди особого склада, а кто не захотел принять казахские правилы игры - за последние 20 лет уехали в Россию и на Запад. Кроме того, у местных русских очень большая обида на историческую родину за то, что не помогла им в 1990-е. Короче, как мне показалось, оставшиеся в Казахстане русские себя ощущают отдельным народом, а казахов - своими "старшими братьями". Но и со стороны казахов ни малейшего презрения к русским не заметил (в отличие от Западного Казахстана, где местами проскальзывало).

Но едем дальше - в Экибастуз, другую шахтёрскую столицу. Город с

населением 140 тысяч человек добывает из двух гигантских разрезов почти столько же угля, сколько вся Украина. Здесь есть одна, но для меня непропустимая достопримечательность - Царица Труб:



Это труба ГРЭС-2, за явным отрывом самая высокая в мире - 420 метров. И я скажу - она действительно поражает. Вот только расположена далековато - в 40 километрах от самого Экибастуза в посёлке Солнечный. Экибастуз же весьма депрессивен, что довольно странно, учитывая масштабы его добычи. Видимо, в Казахстане, как и в России, богатство города определяется не производством, а статусом. Вообще, в Казахстане много именно российских проблем - расслоение регионов,

отчуждение глубинки и центров, моногорода с ненаселённой местности - только они здесь ещё более ярко выражены. Гораздо более.



И деньги Экибастуза видимо, идут наполовину в Астану, наполовину в Павлодар. Вот Павлодар - он действительно очень ухожен и уютен. Пожалуй, самый приятный из виденных мной городов Казахстана с типично сибирской природой:



И небольшим уездным центром:



А ещё это "трамвайная столица" Казахстана. Вообще, этот транспорт тут и был-то всего в 5 городах (ещё Темиртау, Алма-Ата и Усть-Каменогорск, а также ликвидированная ныне система в Караганде), но в Павлодаре трамвайной активности позавидуют и сибирские города.



А ещё в Павлодаре и Семипалатинске было очень-очень холодно.

Вообще, меня всю поездку сопровождал мороз и не слишком лютый, но всё-таки ветер. Температура в течение дня менялась от 12-15 до 25-27 градусов мороза. А здесь добавилась ещё и совершенно питерская промозглость - Иртыш ещё не замёрз:



Вот он же в Семипалатинске. Холодно - но безумно красиво! А окна многих зданий здесь покрыты даже не инеем, а слоем льда в пол-пальца толщиной.



Холодно было...



Из Павлодара в Семипалатинск я ехал плацкартным вагоном - купейных не было. Как ни странно, и здесь страшилки о казахстанских поездах

с десятками "зайцев" в каждом вагоне и ездой на третьих полках, оказались преувеличены. По крайней мере зимой и на севере плацкарт КТЖ от плацкарта РЖД отличался только гораздо более убитым состоянием вагонов. Возможно, летом и на юге всё иначе.
А это вот "Тулпар" на вокзале в Караганде - местная "Красная Стрела" и "Сапсан" в одном лице, соединяющий Астану и Алма-Ату всего-то за 17 часов.



А вот в Семипалатинске по мосту Турксиба идёт главная гордость Казахстанских

железных дорог (Казахстан Темир Жолы, КТЖ) - локомотив пятого поколения Evolution, которые выпускаются в Астане по технологиям General Electric (если кто не знает, это американский концерн-сверхгигант).



Сам же Семипалатинск, в 2007 году зачем-то переименованный в Семей, мне запомнился обилием очень качественнной архитектуры рубежа 19-20 веков (включая 5 мечетей, 3 из которых деревянные) и жутчайшими угольными котельными по всему городу:



В общем, такая вот своеобразная страна, сочетающая в себе азиатское с даже не европейским, а скорее американским. Говорят, Казахстан - это Малый Китай. Здесь роскошь Астаны соседствует с заброшенными многоэтажками глубинки, самые современные на постсоветском пространстве локомотивы таскают разваливающие на глазах вагоны, русские с казахами дружат больше, чем с соплеменниками из России, культ личности сочетается с многими атрибутами цивилизованной страны, а зажиточность - с абсолютной неприспособленностью для туризма. Здесь Север и Юг как разные страны, и есть свой Дикий Запад. И ещё интересный момент: если при въезде из России в Казахстан не видишь никаких различий в уровне жизни, то при выезде - наоборот, понимаешь, что в России всё-таки лучше. Можете мне не верить, но Россия как-то человечнее. В Казахстане не покидает чувство какой-то отчуждённости: люди там вроде и не злые, и даже вежливые - но во всём сквозит "мы тебя тут не ждём", в России же с первых минут становится тепло от общительности и открытости окружающих. Второй раз ощущаю этот переход.

Из Семипалатинска на маршрутке я выехал в Рубцовск - третий по величине город Алтайского края (140 тыс. жителей),

который несмотря на развал своего главного предприятия - тракторного завода, оказался вполне приличным и оживленным. И посмотреть тут есть на что - депо Турксиба, интересная советская архитектура (например, ДК):



И деревянный собор, построенный сто лет назад переселенцами:



А утром был Новосибирск:



Где, как и в Екатеринбурге, я съездил посмотреть на новую станцию метро (октябрь-2010) "Золотая Нива", оказавшуюся крайне унылой. Тем не менее, пост о Новосибирском метро я тоже отредактировал.



Сходил к домику Янки Дягилевой, торцевую стенку которого местные неферы давно превратила в алтарь:



И просто несколько часов погулял по центру. В целом, впечатление не изменилась - этакая Москва-light, дорогой и комфортный для жизни город. И несмотря на значительное количество ОТДЕЛЬНЫХ очень интересных зданий, новосибирский пейзаж вгоняет меня в скуку.



Вечером я отправился в аэропорт Толмачёво, куда в обозримом будущем попаду ещё не раз. Но вообще, скажу, что теперь понимаю, почему многие не любят самолёт: и бесконечные процедуры контроля на грани паранойи (мне пришлось рюкзак сдавать в багаж из-за одной вилки), и осознание, что рейс могут задержать на часы, а в аэропорту еда в 2-3 раза

дороже, чем в городе, и отвратительная теснота в салоне самолёта... Но впрочем, все эти недостатки можно простить за возможность потратить несколько часов вместо нескольких дней, тем более за те же деньги. Если бы не самолёт - я сейчас был бы ещё только между Омском и Тюменью.



Ну вот и прилетели! -3 градуса, хорошо!



Серия будет довольно короткая. Примерно такая:
Шадринск.
Курган.
Петропавловск (1-2 части).
Астана (3-4 части).
Караганда (1-2 части).
Экибастуз.
Павлодар.
Семипалатинск (2-3 части).
Рубцовск.
Немного о Новосибирске.


.
ЦЕЛИНА-2011
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments