zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

Жанровое своебразие советского кино. Часть 3. Реализм советской драмы

 

 Реализм советской драмы

 

 

Как и в отношении всего мира СССР наблюдается значительный перевес (5-ти и 4-х кратный перевес) исторических и военных над таковыми в США. Удивительно другое драма, мелодрама и мюзикл, что играли значительно большую роль в советском кино, чем в Голливуде. Здесь перевес в 2-1,5 раза. 

http://www.youtube.com/watch?v=HjkGLYyjPj8

 

Отдельно хотелось бы коснуться мелодрамы. Мелодрама оказалась самым неамериканским жанром. Между производством жанров во остальном мире и США – приблизительно соответствие, кроме жанра Вестренов и Нуара, а вот доля мелодрамы в США характерно мала. Если во всем мире и в СССР мелодрамы входят в тройку призеров, то в Америке они оттеснены аж на 9-ое место.

 


Доля научной фантастки в США была в 3 раза выше, чем в СССР. Триллеров в 5 раз больше. Фильмов ужасов в 14 раз. Вестернов в 48 раз. В США 429 фильмов можно попадают под жанр нуар, а в СССР, кстати, и в России – НОЛЬ. 

 

И вот, что я хочу сказать. Мне кажется, что жанровое своеобразие советского кино вытекает из культурного своебразия Страны Советов, а последннее вытекает из цивилизационного своебразия России. История, политика и культура России настолько переплелись друг с другом, что можно с вполне одинаковым правом утверждать, что жанры в Советском кино были такими, потому, что так захотел Сталин, или, что Сталин был, потому, что Муравьев-Апостол написал “Православный катехизис”. Если взглянуть на историю постоветского кино, то видно, что после снятия партийного пояса безбрачия, Россия не стала рожать ужастики или фантастику (согласно данным IMDB). Cейчас же после прихода к власти Путина палитра жанров в кино снова стала напоминать советскую. Пошли на убыль детективы, криминал. Вернулись драмы, военно-историческое кино, а оптимизм вновь сменил пессимизм, если не считать “Груза 200”. Можно – это считать кознями Путина, а можно считать, что Путин вырос из “Старых песен о главном” и “Брата 2”. Можно сказать, что фантасика дорого стоит, и в российском кино нет денег на столь дорогой жанр, но почему же тогда есть на дорогующие “Монгол”, “1612”, “Дмитрий Донский" и “Сибирский цирюльник”? ПочемуЮ я вас спрашиваю? 

Дело тут не в деньгах, а в России, в нашей культуре и традициях. Поэтому жанровое своеобразие советского кино вытекает не столько из того, что оно было советским, а потому, что СССР часть Российской истории.   

http://www.youtube.com/watch?v=AdHSSyazPuc

 

Прежде, чем начать разговор о драме, отмечу, что я говорю о тенденциях, а не о исключениях из правила, которые всегда наличиствуют в любой системе. И в Индии есть арт-хаус и Павлюченко забил два гола. Ну, и что?

 

1) Кино Советского Союза было очень реалистично. 

2) Кино Советского Союза явило миру образцы невиданного вранья. 

Между этими утверждениями, на самом деле, - нет противоречия. И то, и другое – истинная правда. Чтобы это понять, вспомним бородатый анектод и соцреализме: “Жил был король. Он был смелый воин и в бою лишился правого глаза. Однажды король собрал всех художников своей страны и предложил им нарисовать свой портрет. Первый художник нарисовал короля с одним глазом, как есть. Король разъярился и приказал казнить художника. Вместе с этим художником погиб реализм. Второй художник нарисовал короля с двумя глазами, но король приказал казнить и его. Вместе с этим художником погиб романтизм. А третий художник нарисовал короля в профиль, так, чтобы было видно только здоровый глаз. Король щедро наградил третьего художника”.

 


http://www.youtube.com/watch?v=F09FCSIbJeo&feature=related

Анекдот отразил суть советского реализма, реализма по методу, а не по степени правдивости. Во-первых, советское кино как и все искусство в целом отсекало все фантастическое, эзотерическое или субъективное, оставляя случившиеся факты или события, которые вполне могут произойти в тех или иных обстоятельствах. Во-вторых, факты и события проходили строгую и тенденциозную селекцию. В результате на свет была явлена любопытная и уникальная картина мира. Мира без секса и инопланетян, без кровавых репрессий и вампиров.

 

Взять хотя бы “легендарный” фильм Михаила Чаурели “Падение Берлина”. В самом деле, этот апофеоз брехни и моветона в несколько миллиардов раз реалистичнее, чем “Терминатор 1” или даже “Рембо 3”. Нет ничего невозможного в том, чтобы СССР одолел Германию, а, Сталин прилетел в Берлин. Более того, первый факт имел место быть, а второй мог бы произойти с гораздо большей вероятностью, чем полет робота из грядущего. Хотя чего только не случаеться. Тем не менее, “Падение Берлина” – это вранье, а “Терминатор” – нет, поскольку первый фильм заведомо искажает реальность, а второй не искажает, но присовокупляет к имеющейся реальности вымысел. 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment