zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

ММКФ КАК ОБРАЗЧИК “РЕТРОАВАНГАРДИЗМА”.

Меня снова захватила киношная лихорадка. Я смотрю кино и пишу о нем с небывалой для себя скоростью. Каждый день с утра до вечера. Если вы не против, друзья, то я буду писать о кино как пулемет.


Жаркий июнь нам возвращает радость ушедших лет. В Москве катиться очередной Московский международный кинофестиваль. Снаружи он похож на новую песню Юрия Шатунова. Он такой же красивый - цвета неба, цвета счастья, огромный, синий, расшитый позолотой. Если же окунуться в прохладу его многочисленных залов, то позолота часто осыпается.



Красноречивым примером является конкурсный фильм Андрея Богатырева “Иуда”. Сюжет построен по одноименной повести Леонида Андреева. Вор, святотатец и бедолага Иуда совершает дела гнусные, терзается как глава администрации Сурков, а все же стремится к добру. Окружающие его не понимают. Тем не менее, упорство в грехе приводит его к предательству, которое преподноситься в фильме как жертвоприношение равное распятию Сына Божьего. Этот трюк - не нов. Это – исхоженная тропа, тропа ревизионизма канонических текстов и исторических событий. Нечто подобное можно наблюдать в истории кинематографа или литературы, посвященной Великой Отечественной Войне. С течением десятилетий носителям высшей добротетели в ревизионистском искусстве там становиться добрый офицер Вермахта, а злодеем – тупой партизан, начальник из НВКД, ну и до кучи какой-нибудь гупый немец из Гестапо.

Иуда в исполнении Алексея Шевченкова вытесняет под конец фильма всех остальных героев. И всех Апостолов, и Понтия Пилата, и Иисуса Христа, и весь Иерусалим, заполняя собой весь экран. Библейская история, столь благодатная почва для интерпретаций, вспомним хотя бы мюзикл и одноименный фильм - “Иисус Христос – суперзвезда”, свелась к незамысловатому высказыванию: “Хоть Иуда ростом мал, и к Христу внимателен, в день рождения прислал икебану матери”. Поиск святости на дне человеческого несовершенства Богатыреву не удался.

Картина – бедна во всех смыслах этого слова и представляет собой поучительный пример фестивального треша. Искусство работы с камерой сведено к модным качающимся, крупным планам. Ни запоминающейся музыки, ни ярких второстепенных героев, ни смачных диалогов, ни интересных костюмов, ни свежих художественных решений здесь вы не увидите. Вся ставка – на монологи Иуды, а они рассыпчаты и легковесны.

Ну, это же фестиваль! ММКФ! Не голливудский блокбастер! Понятно же!



Обратимся тогда к передовому кинематографу, к кино, которое раздвигает границы искусства - к программе “Сине фантом – альтернатива”. Перед каждым сеансом седовласый патриарх авангарда лично выводил смущающихся авторов и пытал их расспросами: “О чем кино?”. “Почем на кефаль на привозе?”. И так далее. Юные режиссеры краснели и смущались как девушки. Даже, если это были парни.

Но, пошли титры и все увидели, что революционеры мало чем отличаются от консерваторов. Снова – крупные планы, снятые качающейся камерой. Неудивительно, учитывая, что грань между героями фильма – выпивающими творцами и съемочной группой была до нельзя тонка. Все бы хорошо, но видно, что за этой душевностью спряталась бедность художественного арсенала.

Впрочем, у фильма есть жирный плюс. Он - правдив как формула воды - Н2О. В центре сюжета - богемный алкоголик, звезда с перебитым носом - Стас Подлипский. У него кончились деньги, сердце пошаливает, ВИА разбежалось, хулиганы побили, сел голос. А сердце такое доброе, доброе. Большие творческие планы. Кроме того, его любят девушки, в том числе и режиссер фильма, несмотря на все недостатки и язвы. Картина – знакомая до тошноты.

В памяти встают десятки тайных гигантов мысли из провинции. Видит Бог, осуждать их грешно. Андеграунду легче существовать в супермегаполисах. Около толстых кошельков. Одесса же постепенно превратилась в самый бедный город-миллионер в Украине. Это – даже не Киев. В Одессе очень трудно пробиться, если твоя фамилия не “Кира Муратова”. Даже Жванецкий это понял. А таким милым людям как герои ленты, которые трапезничают под вино то ли на 3-м фонтане, то ли где-то на Катранке - на границе мира, уж и подавно.

http://www.youtube.com/watch?v=I0B9Ov_i9zI

“Не хочу умирать” формально документальный фильм, но документальный с наигрышем. Персонажи подыгрывают на камеру. Некоторые сцены явно придуманы. Впрочем, Павловской и это можно простить. Новатор может оступиться. Ведь каждый, который хочет отпустить бороду, поначалу кажется небритым. Бюджет у фильма был скромный и заключался, наверное, в покупке фотоаппарата Canon EOS.

Произведение искусства “Владимир Великий” Алексея Ковальчука также является частью программы “Сине фантом – альтернатива”. Это кино воистину стало воплощением кинофестивального зла. Ну, или просто манифестацией бездарности режиссера. Или юности режиссера. Кто из нас не делал ошибок в молодости? Зрители побежали из зала как тараканы после атаки дихлофоса. Картина повествует об “императоре”, который накрыл поляну на окраине спального района, и решил расслабиться на лоне природы. Он кушал, витийствовал, крутил дули их под стола власти, а зрители покидали зал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments