zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

Ирония судьбы или давай поженимся

По телеку идет, разумеется Ирония судьбы и я позволю процитировать свой старинный о ней пост

ИРОНИЯ СУДЬБЫ ИЛИ ДАВАЙ ПОЖЕНИМСЯ

- Нет, положительно, искусство измельчало,
Не смейте спорить, граф, упрямый человек!
По пунктам разберем и с самого начала;
Начнем с поэзии: она полна калек.
Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,
А критика ему дала поэта роль...
Поэт! Хорош поэт... Ходячая малага!..
И в жилах у него не кровь, а алкоголь.
Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?
….Поверите? Я чуть не умерла от страха.
Не говорите мне: "Он пьет от неудач!"
Мне, право, дела нет до истинной причины.
И если плачет он, смешон мне этот плач:
Сентиментальничать ли создан мужичина
Без положенья в обществе, без чина?!
“Она критикует” Игорь Северянин. 1908


Хорошее кино отличается от плохого тем, что у него открывается второе дыхание. А иногда и третье. Великое же искусство дышит вечно. Столь лестные слова можно без зазрения совести адресовать киноленте Эльдара Рязанова “Ирония судьбы, или С легким паром”. Еще в 90-ые было невозможно представить, что картина эта станет ареной сражения у новых поколений. Ну, новогодняя комедия о превратностях любви. Ну, обольстительная сказка со поэзией Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллины. Ну, советская элегия – о том, как зашибись было при “совке” летать на Ту-134 из Москвы в Ленинград и обратно. Ну, в конце концов, фильм о пользе пьянства. Казалось все уже про этот фильм спето, все уже сказано.



Ан нет.

Удар прилетел с самой неожиданной стороны – от Натальи Радуловой, фармацевта и женщины, которая уже который Новый Год 31 декабря вместе с подругами идет в баню, не знает другого дела, как писать и обсуждать одну и ту же рецензию на фильм “Ирония судьбы или с легким паром” под глубокомысленным названием “Выключить Женю Лукашина”. С каждым Новым годом обсуждение фильма охватывает все более широкие, но непримиримые слои населения.

А тут еще и сегодняший пост об Иронии Судьбы от психолуха. Кажется, что ИС – становиться самым лакомым куском, шедевром, который необходимо любой ценой свергнеть. А, хуй. Это бесполезно. И вот отчего.

В рецензии Фрейлен Радулова, а вместе с толпа вечных невесточек в комментариях, пытаются доказать, что фильм – плохой, поскольку женихи в нем – плохие. Как будто-то, кто-то собирается спорить и доказывать обратное. Наверное, так и есть. Да, разве ж в этом дело? Сей забавный взгляд на искусство – не нов, и встречается в истории с завидным постоянством. Он пользовался успехом, например, на заседаниях женсоветов или парткомов в СССР. Или среди дам высшего света в Российской Империи по свидетельству Игоря Северянина. Казалось бы и черт с ним со взглядом. Дураки и дуры – это категория вневременная. И лет 20 назад он сошел на нет.



Но, к сожалению, в наше время неуклюжий социологизм в публицистике, политике, кинокритике снова в фаворе из-за полового вопроса. Если раньше “партийностью искусства” размахивал Демьян Бедный в трудной борьбе с Булгаковы, то теперь его активно пользует Радулова в борьбе за перевоспитание полов. Если раньше детскую сказку “Про Красную шапочку” могли пожурить за то, что в ней не показана руководящая роль Партии, то нынче несостоявшиеся графини в нанковых панталонах ругают Тарковского за то, что Сталкер бросил Алису Фрейндлих с ребенком-инвалидом и ушел шляться с мужиками по помойкам. Интернет полон глубокомысленых мнений о том, что “Кавказкая пленница” – бездарна потому, что небрежно эстетизирует тему насилия в семье. “Жестокий романс” того же Рязанова бранят только потому, что все мужики в картине либо сволочи (Кнуров, Вожеватов и Мохнатый Шмель), либо слюнтяи как Карандышев.

А “Иронию судьбы”, тем не менее, смотрят с все возрастающим интересом. В этом году 1 января, казалось, что сразу несколько каналов его крутили беспрерывно. Почему так происходит? Почему все мощные удары Радуловой летят мимо?

Да потому, что фильм этот не о матримониальных перспективах и, даже, как это не парадоксально, не столько о любви, а о неуловимости Счастья с большой буквы “Сы”. Тот, кто старается прикончить фильм, разгромив Ипполита или Лукашина, пытаются заглушить раскаты грома выходящими из себя кишечными газами. Совершенно второстепенно, смогут ли Надя, Галя, Женя, Ипполит создать крепкую ячейку общества.

“Жить прожить – не сиську полизать” – вот о чем рассказывает это кино. “Ирония судьбы“ элегантно, но убедительно мурлыкает уже 38 лет о том, что как сладко и приятно жить на белом свете. Умение “переживать жизнь” – талант доступный не всякому. Умение замереть и увидеть Счастье в промельке существования, услышать полет снежинок за окном – выгодно отличает в рамках картины Женю Лукашина и Надю Шевелеву от Ипполита и Гали в фильме и от Натальи Радуловой в 2013-м году. “Ирония судьбы” – не передача “Давай Поженимся”, а фильм об апельсинах, о красивой учительнице Барбаре Брыльской, об аэропортах, самолетах, о несбывшихся надеждах, о забытых друзьях, о заливной рыбе, о типовых квартирах, обо всем, всем на свете, что нельзя вместить в досужие рассуждения, а можно только спеть в щемящем романсе.

“Ирония судьбы или с легким паром” – это величайший гимн Бане Существования – о нашей Жизни на Земле.

Вот в чем его несокрушимая мощь.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments