zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

Парадокс Эльдара Рязанова

Что бы там не говорили, а Эльдар Рязанов - самый популярный советский режиссер, даже более популярный, чем Гайдай. При этом он - один из самых "антисоветских" режиссеров. Ну, хотя бы из-за "Иронии судьбы", которую показали в совокупности по телевизору несколько сотен раз. А если еще сюда добавить Берегись автомобиля, Гараж, который сначала шел в кинотеатре, кажется, Старики-Разбойники, Последняя мелодия для флейты, Небеса Обетованные, Карнавальная Ночь, и так далее.

Почитал ЖЖ. Посто в топе почти нет. Первый пост занимает только 60 место. Резко негативный. Неудивительно. Россия, 2015, - антирязановская, милитаристкая, скорее "пыревская" страна.

Эльдар Рязанов – певец не очень приспособленной к жизни советской интеллигенции боролся всю жизнь с идиотизмом и тупостью советской бюрократии, которая мучала эту самую интеллигенцию. Боролся, то он боролся, но не понимал, что именно неповоротливая государственная машина СССР все же делала жизнь Жень Лакашиных и Надь Шевелевых более или менее счастливой, да что-там говорить СЧАСТЛИВОЙ без всяких “более-менее”. Советский строй эпохи Брежнева был при всех его грехах строем идеократичным, близким к интеллигенции.
Та свобода, которая пришла к нам в 1987-1992 годах, была еще и сопряжена с нарушением законности.

Что типично для России. Потому “Рязановский” интеллигент из фильмов 60-х и 70-х оказался выброшенным на свалку жизни.


После 1988 года Рязанов стал крутить педали в другую сторону. Отсюда все эти “Дорогие Елена Сергеевны”, “Предсказания”, “Привет Дуралеи”, “Старые Клячи” и “Небеса обетованные”. Здесь я выскажу парадоксальную вещь: интеллигенты Рязановские были не ШИБКО умными людьми. Они были людьми со своеобразным, специализированным умом, а нужны были циничные широкие интеллектуалы, некоторая часть и которых восторжествовала с помпой в 90-ые.
Многие ругают Рязанова за дурость последних картин. Но ей Богу, эта дурость ему была ВСЕГДА присуща – посмотрите на “Как создавался Робинзон”, “Человека ниоткуда”. Та же базарная буффонада, тот же дешевый балаган, что и в “Старых клячах”. Парадокс Рязанова в период рассвета объясняется просто – сценарии-то писал Эмиль Брагинский. Худшие фильмы Рязанова - это те, где сценаристом, как правило, был сам Рязанов. Брагинский написал сценарий и для “Тихих омутов”, но я читал, что Рязанов безбожно его переделал.

Я уже давно ратую за то, чтобы законодательно было разрушено понятие “авторского фильма”, которое родилось под влиянием "Новой Волны". Сие есть - трагическая ошибка кинематографа и налоговой службы. Значение композитора, сценариста и оператора, вместе взятых, - почти равно значению режиссера. То же самое относится, кстати, и к Леониду Нечаеву. Изменились композиторы, сценаристы и главные операторы и Нечаев сдулся.
Было бы справедливо распределять гонорары за авторство так: 50% - режиссеру, 15% композитору, 15% сценаристу, 15 главному оператору, 5% актерам.
В общем, феномен Рязанова – феномен союза Рязанова и Брагинского.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments