zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

Российское кино лидиурет в Европе по количеству зрителей национальных фильмов

(если есть какие-то ошибке в моих расчетов, скажите, я могу и ошибиться, но вроде все верно пересчитал)

Уже набило оскомину утверждение, что российское кино, что оно давно “находится в жопе”. В жопе - не в жопе, но давайте посмотрим, как обстоит дело с национальным кино в Европе. Тем более эти данные – отнюдь не секрет и давно публикуются в сети в частности на сайте европейского кино Cineuropa.

http://cineuropa.org/cfocus.aspx?lang=en&treeID=2020&documentID=112519

http://www.kinopoisk.ru/level/42/year/2009/type/rus/cur/USD/

В 2009 году в России было продано 142 миллиона билетов в кино при населении 138 миллионов человек. Доля проданных билетов на фильмы отечественного производства составила 22% или 31 миллион проданных билетов на 41 российскую киноленту, вышедшую в прокат.

Простой арифметический подсчет показывает, что в среднем на 1 российский фильм пришлось 761 тысяч зрителей. Много это или мало?



Население Количество проданных билетов Количество билетов на 1 зрителя Доля билетов проданных на местные кинофильмы Доля проданных билетов, на фильмы производства США Доля проданных билетов, фильм всех остальных стран Общее количество билетов на фильмы местного производства

Количество билетов на фильмы местного производства Количество билетов на фильмы иных стран (неместных и не американских) Общее количество билетов на фильме не американского производства Количество фильмов местных фильмов, выпущенных в прокат Количество зрителей на 1 фильм местного производства
1 RUSSIA 139 142 1,01 0,22 0 31,2 224 0 0 41 761
2 France 65,4 201 3,07 0,37 0,5 0,13 74,5 1139 26,3 402 195 382
3 UK 61,4 174 2,83 0,17 0,81 0,02 29 472 3,99 65 113 256
4 Poland 38,1 39,1 1,03 0,21 0,65 0,14 8,09 212 5,43 143 35 231
5 Italy 59,9 98,9 1,65 0,23 0,63 0,14 22,4 373 14,2 238 115 194
6 Germany 81,9 146 1,79 0,27 0,64 0,09 40,1 490 12,6 154 216 186
7 Denmark 5,51 13,1 2,38 0,33 0,52 0,15 4,32 785 1,97 357 35 124
8 Norway 4,73 11,8 2,5 0,22 0,64 0,14 2,6 551 1,67 353 24 109
9 Sweden 9,3 15,2 1,64 0,2 0,68 0,12 3,08 331 1,75 188 36 85,5
10 Finland 5,32 6,83 1,28 0,23 0,58 0,19 1,58 298 1,3 244 19 83,4
11 Slovakia 5,4 4,15 0,77 0,16 0,84 0,67 124 3,47 643 10 67,1
12 Czech 10,4 12,5 1,2 0,23 0,68 0,09 2,88 276 1,13 108 45 63,9
13 Greece 11 13,5 1,23 0,13 0,82 0,05 1,7 155 0,73 66,5 35 48,6
14 Spain 46,5 109 2,36 0,16 0,71 0,14 17,4 375 14,8 318 365 47,7
15 Hungary 10 10,7 1,07 0,09 0,88 0,03 1 99,4 0,29 28,8 22 45,2
16 Iceland 0,32 1,58 4,95 0,1 0,9 0,16 495 1,42 4452 4 39,5
17 Austria 8,35 15,6 1,87 0,06 0,78 0,16 0,94 112 2,5 299 32 29,3
18 Latvia 2,27 2,3 1,01 0,05 0,67 0,28 0,11 50,6 0,65 286 4 28,7
19 Romania 21,5 5,27 0,25 0,09 0,62 0,29 0,47 22,1 1,53 71,2 19 25
20 Lihuania 3,35 3,27 0,98 0,05 0,72 0,23 0,17 50,8 0,75 225 9 18,9
21 Bulgaria 7,56 3,1 0,41 0,05 0,69 0,26 0,17 21,9 0,8 105 9 18,4
22 Portugal 10,6 15,7 1,48 0,03 0,51 0,46 0,39 37 7,25 683 25 15,7
23 Croatia 4,48 3,29 0,73 0,02 0,82 0,16 0,05 11,2 0,54 121 6 8,33
24 Switzerland 7,45 14,7 1,98 0,04 0,63 0,33 0,59 79 4,87 654 76 7,75
25 Estonia 1,34 1,63 1,22 0,07 0,68 0,25 0,12 88,8 0,41 304 16 7,44
26 Slovenia 2,03 2,79 1,37 0,02 0,87 0,11 0,05 24,7 0,31 154 11 4,57


Это – лучший показатель в Европе. Ни в одной другой европейской стране в среднем на 1 отечественный фильм не приходило больше зрителей, чем в Российской Федерации.

Среди лидеров здесь Франция, Великобритания, Италия, Германия, Польша, а также скандинавские страны. Среди аутсайдеров – в основном восточноевропейские страны. Общее количество зрителей на 1 национальный фильм в Европе, всего навсего, - 161 тысяча человек. Если не говорить сейчас о художественных и фестивальных достоинствах картин, то можно сказать, что зрительскому вниманию к своему кинематографу в кинотеатрах Россия – лидер. Поэтому, если согласится с тем, что российское кино в жопе, то национальное кино (с точки зрения чистой коммерции) остальных стран в глубоком анусе, в толстой кишке, в недрах двенадцатиперстной кишки.

1 RUSSIA 761
2 France 382
3 UK 256
4 Poland 231
5 Italy 194
6 Germany 186
7 Denmark 124
8 Norway 109
9 Sweden 85
10 Finland 83
11 Slovakia 67
12 Czech 63
13 Greece 48
14 Spain 47
15 Hungary 45
16 Iceland 39
17 Austria 29
18 Latvia 28
19 Romania 25
20 Lihuania 18
21 Bulgaria 18
22 Portugal 15
23 Croatia 8,3
24 Switzerland 7,7
25 Estonia 7,4
26 Slovenia 4,6



Однако 1-ое место России стало возможным благодаря сравнительно малому количеству отечественных фильмов, выпущенных в прокат, а именно – 51-му. Более важным показателем мне представляется общее количество проданных билетов на 1000 человек населения. Здесь лидером выступает Франция, которая благодаря протекционнисткой политике правительства держит пальму первенства много лет. Франция выпустила на экраны 195 местных фильмов, Германия – 216, а Испания – аж 365, что и размыло их показатели на 1 фильм.

По общему количеству зрителей местных фильмов в пересчете на 1000 жителей - Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия, а также скандинавские страны. Среди аутсайдеров – снова восточноевропейцы, и в первую очередь, балканские страны. Россия – твердый середняк 12 место из 26 стран. 247 проданных билетов на 1000 человек населения, тогда как в Европе среднестатистический показатель - 267 билетов на 1000 человек.

Количество проданных билетов на фильмы местного производства на 1000 человек населения.

1 France 1138
2 Denmark 784
3 Norway 550
4 Iceland 494
5 Germany 489
6 UK 471
7 Spain 374
8 Italy 373
9 Sweden 331
10 Finland 297
11 Czech 276
12 RUSSIA 224
13 Poland 212
14 Greece 155
15 Slovakia 124
16 Austria 112
17 Hungary 99
18 Estonia 88
19 Switzerland 79
20 Lihuania 50
21 Latvia 50
22 Portugal 36
23 Slovenia 24
24 Romania 22
25 Bulgaria 21
26 Croatia 11

Такие высокие показатели России обусловлены еще и тем фактом, что большинство стран Европы принципиально не снимает развлекательного, массового кино. Везде почти делают сугубо малобюджетное кино, а в России сейчас изобилуют всякие “Самые лучшие фильмы”, “Елки”, Ночные дозоры”. Можно сколько угодно бегать вокруг “Елок” с голой задницей и бросаться в них какашками, но счет – на табло. Я – сам презираю русский масскульт. Я первый готов подписаться под словами, что русское киногавно останется киноговном даже, если соберет миллиард зрителей. Однако, Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas.
По проданным билетам на отечественное кино Россия – один из лидеров в Европе. Русский же арт-хаус, который имеет смешную кассу, ничем не отличается от мирового арт-хауса (в коммерческом, а не художественном отношении). Все и вся задавил Голливуд. Ну и Индия задавила Индостан. Кино всех остальных государств, особенно авторское пользуется везде очень и очень ограниченным вниманием зрителя.

Любопытно, что неместные и неамериканские фильмы собирают в Европах всего-навсего 22% билетов. То есть все остальные страны мира, коих не менее, 150-ти в кинопроизводстве, а то и поболе, откусывают всем миром 1/5 пирога в чужих странах. В среднем иностранный неамериканский фильм, а это преимущественно авторское кино, собирал в 2009 году 177 зрителей на 1000 жителей тогда, как средний американский фильм - 768, то есть в 4,33 раза больше. К сожалению, я ПОКА не нашел данных по общему количеству зрителей иностранных неамериканских фильмов по России, а в Европе ситуация такая.

Здесь в лидерах романские страны – Португалия, Франция, Испания, скандинавы, страны Балтии и альпийские государства. Назовем их условно “киноманскими”. “Некиноманскими” же снова являются - балканские страны, и как это ни странно Великобритания, которая почти не смотрит неанглосаксонское кино. Всего-навсего проданных 64 билета на 1000 человек.
Количество проданных билетов на фильмы неместного и неамериканского производства на 1000 жителей.

1 Portugal 682
2 Switzerland 654
3 France 402
4 Denmark 356
5 Norway 352
6 Spain 317
7 Estonia 304
8 Austria 298
9 Latvia 285
10 Finland 243
11 Italy 237
12 Lihuania 224
13 Sweden 188
14 Slovenia 153
15 Germany 153
16 Poland 142
17 Croatia 121
18 Czech 108
19 Bulgaria 105
20 Romania 71
21 Greece 66
22 UK 64
23 Hungary 28



Так что бросаться с головой в унитаз и кричать, что все погибло, - нет никакого резона. Ситуация с арт-хаусом в России приблизительно такая же как и во всем мире, а с отечественным кино - даже чуть лучше, чем в среднем в Европе.

Тут можно сказать, кончено, кто весь мировой кинематограф – нагнулся, можно вспомнить, что во времена оно, советские фильмы, например, собирали по 30-40 миллионов зрителей в кинотеатрах, а иногда даже по 70-80 миллионов.
Однако вспомним, какие фильмы смотрели в СССР в кинотеатрах.

Вот навскидку данные о количестве зрителей разных фильмов в Советскую эпоху. У нас впадают в глубочайшее заблуждение, думая, что сволочи прокатчики (фашисты-капиталисты) дебилизируют современного зрителя. Это вовсе не так. Во все времена и эпохи с коллосальным перевесом побеждало, побеждает и будет побеждать массовое кино, кино помоечное, которое уже никто сейчас и не вспомнит, ни его, ни его создателей.

http://kinanet.livejournal.com/27544.html#cutid1
http://kinanet.livejournal.com/14172.html#cutid1

Вот аутсайдеры кинопроката

1. Пять вечеров Михалков 9,9 миллионов зрителей
2 Из жизни отдыхающих Губенко 9,1 миллионов зрителей
3 Сто дней после детства Соловьев 7,4 миллионов зрителей
4 Тени забытых предков Параджанов 6,5 миллионов зрителей
5 Валентина Панфилов 5,4 миллионов зрителей
6 Портрет жены художника Панкратов 4,6 миллионов зрителей
7 Короткие встречи Муратова 4,4 миллионов зрителей
8 Сталкер Тарковский 4,3 миллионов зрителей
9 Зеркало Тарковский 2,2 миллионов зрителей
10 Слуга Абдрашитов 2 миллионов зрителей
11 Легенда о сурамской крепости Параджанов 0,4 миллионов зрителей
12 Одинокий голос человека Сокуров 0,3 миллионов зрителей

А некоторые из абсолютных лидеров - фильмы отечественного и зарубежного производства

1 Есения Кревен 91,4 миллионов зрителей
2 Свадьба в Малиновке Тутышкин 74,6 миллионов зрителей
3 Бобби Радж Капур 62,2 миллионов зрителей
4 Белое Платье (Египет) Рамзи 61 миллионов зрителей
5 Мститель Чакраворти 60 миллионов зрителей
6 Мачеха Бондарев 59,4 миллионов зрителей
7 Русское поле Москаленко 56,2 миллионов зрителей
8 Освобождение Озеров 56 миллионов зрителей
9 Спортлото 82 Гайдай 55,5 миллионов зрителей
10 Трембита Николаевский 51,2 миллионов зрителей
11 Цветок и камень Ральхан 46,4 . миллионов зрителей

Даже граждане Страны Советов, несомненные образы самого гуманистического и передового общества в мире, любили великого мексиканского режиссера Кревена в 304 раза больше, чем “халтурщика” Сокурова, а “эстета” Тутышкина в 180 раз, чем “извращенца” Параджанова. Так было, есть и так будет. Исключения лишь подтверждают это правило. Просто сейчас, когда есть рынок, прокатчик цинично лег под зрителя. Он дает то, что хочет зритель. Никак иначе.

“Ну, дык”, - скажет иной, “Муратова и Тарковский собирали раньше миллионы, а сейчас 100 тысяч уже эпохальный подвиг для местного арт-хауса”.

Ну, ее мое, ребята, давайте не будем идиотами. Давайте не будем вытаращенными глазами кричать о кризисе кино, а вспомним, что существуют такие вещи как ТЕЛЕВИЗОР, ВИДЕОМАГНИТАФОН, DVD-PLAYER и бесплатные ТОРРЕНТЫ. Любой социологический опрос расскажет вам о том, что львиную долу арт-хауса - от 80% до 90% зритель сморит НЕ В КИНОТЕАТРЕ, в отличие от индустриального кино, которое они и смотрит там. Мерять интерес зрителя к арт-хаусу по проданным билетам - это все равно, что мерить уровень жизни в стране по количеству выплавленного чугуна.

Налицо кризис одного формата – КИНОТЕАТРА как формата соединяющего умного зрителя и кинопродукцию. Почему это произошло?

Во-первых, благодаря развитию мира, цивилизации. Досуг землянина заметно разнообразился за 50 лет. Если раньше кино, футбол и радио отнимали все его силы, то сейчас возникли сотни новых культурных феноменов, а человеческое свободое время – ограничено. Многие из этих феномнов существовали и 50 лет назад, многих вообще не было, ну а кто будет заниматься слудующим:

Горнолыжными курортами, мировым туризмом, тюнингом автомбилей, компьютерными играми, сетевыми формумами, Одноклассниками, ЖЖ, японсикми и индонезийкими ресторанами, фитнесом, пейнтболом, разведением пит-булей, рицезнутцеров, икебаной, просмотром английской премьер-лиги, матчей Лиги чемпионов, боев без правил и керлинга, музыкльными центрами в кавртире и автомобиле, строительством коттетджей, горным туризмом, водным туризмом, кайт-срфингом и маунтибайком, покупкой вилки за 1 тысячу долларов для лисапеда, авторской песней, рок-н-роллом и панк-роком, глэмом и попсой? А?

Ведь люди нужны и для натуризма, борделей, тайных казино и свингерства, для православия, дзен-буддизма, монофизитских церквей востока и евангелических церквей, для ваххабизма, терроризма и правильного магометанства, зороастризма и настольного хоккея. Нужны миллиарды (впрочем, как и в 1965 году, тут я каюсь) человеко-часов также для разврата, для орального, анального и честного секса, романтических отношений и платонической любви, для гомосексуализма, зоофилии и малакии. Для дружбы, как и прежде нужны огромные людские массы. Посиделками, свадеьами, мордобоем и митингами тоже надо когда-то заниматься, нужно активизацировать политическую и общественную жизнь особенно в России, особенно в комитетах комитетах и подкомитетах партий (а раньше была 1 КПСС). Много времени и людей отбирают фанатские группировки, сноуборд, яхтинг и семья, ночные клубы, концерты и театр еще жив тоже. Неплохо бы еще почитать что-нибудь, попеть, потанцевать.

В общем жизнь усложнилась. Все время происходит энтропия, специализация, фрагментизация культуры и досуга. Вот кинотеартрам и пришлось потеснится.
Во-вторых, кинотеартры были ветеснены телевизором, видео и интерент просмотрами уже в рамках самого процесса кинопросмотра. Не просто не понимаем какие гигансткое клоичество фильмов неселение смотрит в течение дня по телевизору, которых в 1965 году было мало, и не все эти фильмы – сериалы. Про интернет я вообще молчу.

Я знаю, что для многих киноведов мелькание серого экрана ноутбука – не кино. Такой например, Сергей Лаврентьев об этом постоянно повторяет. ОК, пусть не кино, а киноананизм, позорная его имитация в телевизоре. Тогда мы вынуждены просто констарировать, что зритель сейчас смортит массово арт-хаусную киноимитацию. И она ему нужна, больше, чем в 60-ые, 70-ые годы, и несравненно больше, чем в 19 или 17 веке.

Как раз наоборот, еще никогда в истории человечество не уделяло такого внимания к авторскому кино как сейчас. Современный зритель смотрит арт-хаус в таком ассортименте, и в таком количестве, в котором и не могли мечтать никакие синефилы 60-х. Необычайное развитее получил дискурс о кино. Никогда еще в мире не создавалось такого количества письменных текстов и мини-рецензий о кинематографе, никогда не существовало такой орды пишущих о кино полупрофессионалов.

Статистический анализ google дает тысячи, десятки тысяч ссылок на обсуждение сотен, тысяч, десятков тысяч кинофильмов. Вот, что говорит знаменитый американский киновед Lee Marshal из Screen Daily

http://www.screendaily.com/14-april-2008/40.issue


“С одной стороны, сложилась неумолимая тенденция. Американские газеты и журналы в течение последних двух лет уволили около 30 кинокритиков. Зарплатная кинокритика неумолимо сокращается под натиском сетевых бесплатных авторов и полупрофессиональных фрилансеров.

С другой стороны, как отметили несколько колумнистов, статистика пресс-аккредитаций говорит о том, что все больше и больше людей кормятся с помощью публикаций о кино. Можно с уверенностью утверждать, что количество читателей кинорецензий – сейчас велико, как никогда в истории. Безвременно ушедший Александр Уокер, серый кардинал британской кинокритики, любил говорить начинающим автором, что во времена его юности, все лондонские кинокритик, могли поместиться на заднем сидении автомобиля “Mini”.
Subscribe

  • СТРАНА РАДОСТИ

    Судя по всему, "Страна радости" — это первая полнометражная кинолента из Пакистана, которая смогла попасть на Каннский фестиваль. Она на только…

  • ЧЕРТОВСКИ ЭФФЕКТИВНАЯ ОХОТА НА КАБАНОВ!

  • CAT DELETE

    Конечно, каталитический нейтрализатор нужно убирать к чертовой матери. Толку от него никакого нет, летом он повышает температуру мотора, стоит 150…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments