ПРЕДСТАВЛЯЕТ
ФИЛЬМ АЛЕКСЕЯ БАЛАБАНОВА
«КОЧЕГАР»
Официальный сайт фильма: www.kochegar-film.ru
87 мин, 35 mm, color, Dolby Digital, 1:1.85; Россия, 2010
В РОЛЯХ:
Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Тельнов
Синопсис: Петербург, середина 90-х годов XX века. Старая кочегарка на окраине города, в которой живет молчаливый Якут, ветеран Афганистана, майор в отставке. Теперь он работает кочегаром, а в свободное время на печатной машинке неумело набирает свой рассказ. Однако затворника-кочегара часто посещают самые разные гости.
СМИ О ФИЛЬМЕ:
www.openspace.ru
«… С формальной точки зрения, «Кочегар» — это opus magnum Балабанова, сумма всех его постоянных мотивов и кристальное производное абсолютно герметичной режиссерской вселенной. Но ни в этой картине, ни во всех предыдущих никогда не было претензии на грандиозность, и «Кочегар» — это opus magnum, в котором главным героем становится маленький человек, блаженный, до поры до времени не различающий оттенков зла. С первых кадров становится понятно: это автобиографический фильм. Якут-кочегар (Михаил Скрябин), бывший майор, появляется перед нами в узнаваемой одежде самого Балабанова — тельняшка, шапка-афганка (точно так же в «Джинджер и Фред» в костюме
Феллини появляется Марчелло Мастроянни). Он сидит в кочегарке и двумя пальцами на печатной машинке пытается набить роман об истории якутов, к которым пришли злые люди извне. Возле вьются живые, непрерывно сжигающие мертвых, — майору объясняют, что так надо (гекатомбы проходящих через кочегарку жертв напоминают о «Чекисте» Александра Рогожкина, с теперь уже умершим Алексеем Полуяном в одной из ролей). У героя, вроде бы контуженного на войне, есть дочь (дебютантка Аида Тумутова), преуспевающая владелица мехового ателье. Остальные персонажи — мелкие бандиты и люди из их окружения. Отдельные, упомянутые вскользь детали биографии майора совпадают с деталями биографии самого Балабанова, бывшего военного переводчика, — и нет никаких сомнений в том, что именно таким видит себя сам режиссер: запертым в кочегарке, обманутым, растерянным, окруженным смертью, но упорно продолжающим двумя пальцами набивать свой рассказ».
Мария Кувшинова
«Российская газета»
Показанный на Выборгском кинофестивале "Окно в Европу" новый фильм Алексея Балабанова "Кочегар" станет событием в нынешнем киносезоне. Правда, в самом Выборге он удостоился только тешительных наград главного жюри, что, наверное, не случайно. Зато его по достоинству оценили критики, что тоже не случайно. Такова участь незаурядных картин… Новая картина Алексея Балабанова, несмотря на весь аскетизм изобразительных средств (оператор Александр Симонов), убеждает в первую очередь своей художественной стороной. Притом совершенно как будто бы и неосязаемой, неосознаваемой. Ну, швыряет человек уголь лопату за лопатой... Ну, покачиваются в джипе два амбала с непроницаемыми лицами... Следуют одна за другой монтажные перебивки. Это самое начало фильма. Но сразу понятно, что это не просто кино, но что это кинематограф. Что это настоящее, подлинное. Это беспощадный диагноз тем процессам, что идут в глубинах массового подсознания, что таят гуманистическую катастрофу…»
Юрий Богомолов
«Новая газета»
На 13 октября назначена премьера тринадцатого фильма Алексея Октябриновича Балабанова — лучшего режиссера в своем поколении. Непререкаемого авторитета для бесчисленных последователей и подражателей. Неполиткорректного. Неудобного. Необаятельного. Непривечаемого западными кинофестивалями. Взахлеб любимого и свирепо отторгаемого публикой. Раздражающего. Переменчивого. Упакованного в ярлыки и каждый раз из них выворачивающегося. Ошибающегося, но остающегося предельно честным, пугающе честным — прежде всего с самим собой….
«Кочегар» питается и неистребимой балабановской ностальгией по эпохе немого кино, стилистика которого востребована и в «Счастливых днях», и в «Про уродов и людей», в «Трофиме», в «Реке». Псевдорепортажем с места событий начинается «Война», глупой немой фильмой завершается «Морфий». В «Кочегаре» немое кино становится эмоциональной кодой фильма. Настуканная Скрябиным пальцем на старой машинке страшная сказка про каторжника инсценируется на экране и прочитывается за кадром постоянной гостьей кочегарки — толстой девочкой Верой (будто прилетешей к Балабанову из кино Киры Муратовой). Муратовская неумолимая логика абсурда, нарочитое актерское существование все очевиднее проникает в фильмы Балабанова. Ближе всего «Кочегар» расположился к «Котельной № 6» из «Трех историй» Муратовой, в которой истопник помогает другу сжечь труп убиенной соседки по коммуналке.
Лариса Малюкова
CТАТЬИ О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
ЖУРНАЛ «СЕАНС» о съемках фильма «Кочегар», авторы: Аглая Чечот, Петр Лезников, Ксения Друговейко, Василий Степанов
Кочегар — рабочий, осуществляющий подачу твердого топлива в топку печи, котла или другого теплового аппарата. В обязанности кочегара входит чистка топки и поддувала. Часто на кочегара возлагается также функция управления режимами работы теплового аппарата. В настоящее время, в связи с массовым переводом котельных на газ и жидкое топливо, число работающих кочегаров сокращается. Профессия кочегара считается вредной и в соответствии с пенсионным законодательством РФ отнесена к первому списку (мужчины уходят на пенсию в50лет, женщины — в 45). Профессиональными вредностями являются: повышенная температура в помещении, токсичные газы, недостаток кислорода, сажа, угольная и зольная пыль, тяжелый физический труд.
У Алексея Балабанова первый съемочный день, и еще день рождения. Хорошо, наверно, родиться на исходе зимы, когда вечная тьма и мерзлота наконец-то отступают перед еще холодным, но уже ярким солнцем. Среди самых белых пейзажей, самых солнечных сугробов, самых утренних лиц Балабанов снимает самую черную трубу, самую закопченную кочегарку и самых-самых бандитов. Свет и тени. Свет и тьма. Белые воротнички и черные кожаные куртки. У него 95-й год. Снег припудрили углем, номера затерли грязью. Рядом с кочегаркой — несколько машин, и в них сидят серьезные люди. В машинах тепло, пахнет бензином или жидкостью для мытья стекол. Технологические запахи и шумы внутри полированных капсул. Синтетические материалы, пуховики, лыжные штаны, одноразовая посуда; черные провода змеятся на белом снегу; полосатые палатки. Как будто для арестантов. Внутри невероятно вкусный грибной суп, от которого валит пар. Только иногда звонко смеются женщины, и лают собаки. После команды «Начали!» смеяться уже нельзя. Лаять можно. В кочегарке— самое интересное, но ломиться туда неловко, могут и прогнать. Там пекло, адова кухня, игорный дом…
Бандиты чувствуют себя на съемочной площадке как дома, не то, что мы. Им не холодно— в легких кожаных курточках и свитерах. Внутри у них мощнейшие обогревательные приборы, за пазухой— тяжелые кошельки, прирученные джипы слушаются их с одного касания. Тяжесть, плотность зрелого человеческого тела. Тяжелые подбородки, набриолиненные волосы. В лицевых складках можно спрятать монетку. Разрез глаз— узкий, в зрачке не бликует солнце. Органика, которая окаменела. Действие картины «Кочегар» происходит после всех войн, после Ада. Главную роль играет Михаил Скрябин. В фильме он герой Советского Союза, майор якутской национальности, пособник местных бандитов: в его кочегарке сжигают трупы. Когда-то они вместе воевали в Афгане, теперь сообща выполняют будничную работу. В кочегарку приходят не только жечь трупы, но и посмотреть на огонь. У сатанинского очага тихий якут пишет сказки про то, как Кермес варила рыбу, а потом ее изнасиловали. «Бей, но не очень больно, — просила Кермес».
В фильме будет несколько убийств, одно самоубийство, и скупая на ласки любовь. Но где-то в глубине суровой балабановской панорамы мерцают теплые отблески огня, где-то на краю тьмы вспыхивает бледное северное сияние. Твердое топливо перерабатывается в дым, который улетает вверх, на небо. Короткую и жестокую новеллу планируют снять за18 съемочных дней.
журнал «АФИША», автор: Лидия Маслова:
Боги и монстры - «АФИША» о главных проектах 2010 года
Алексей Балабанов. «Кочегар»
Фильм Балабанова про наивного кочегара, сжигающего в топке людей, заканчивает сниматься в Кронштадте. Лидия Маслова и фотограф Алексей Кузьмичев провели два дня на площадке
Начало съемок: февраль 2010
В кино: осень 2010
В старой части города, за воротами с табличкой «42-я мореходная школа ВМФ», в кирпичном здании с надписью «Паросиловой комплекс» снимается большая часть «Кочегара». На первом этаже живет и работает собственно кочегар, на втором люди культурно отдыхают, для этого рядом с паровыми котлами установили несколько столов с зеленым сукном, а вокруг них — списанные с какого-нибудь отлетавшего свое Ту-134 самолетные кресла. Зайдя в это полуказино-¬полукочегарку, я встаю за барную стойку из ДСП, которая сейчас не в кадре. Под стойкой лежит пачка бутафорских долларов с надписью «United States of Khottabych» (валютные активы, оставшиеся в кинокомпании СТВ от фильма «Хоттабыч»), внизу стоят клеенчатые клетчатые сумки с бутылками холодного чая, изображающего коньяк. Псевдоконьяк, неправильно растекающийся по стенкам бокала, критикуют сидящие по ту ¬сторону стойки солидные мужчины-статисты и человек в белом свитере под кожаной курткой и с большим лицом — это бандит Бизон, актер Юрий Матвеев. Режиссер с оператором обсуждают, как снимать эпизод, в котором Бизон неожиданно обыгрывает Федора Алексеевича в очко. Кто-то предлагает: «Вот на этой реплике должен появиться Гоша с деньгами и картами». «Давайте я буду говорить, кто когда должен появиться», — сердится Балабанов. Дальше надо понять, как функционирует кочегарка, где герой, афганский ветеран, сжигает трупы «плохих людей», как уверяет его фронтовой друг, а теперь бандит. В прессе уже поползли слухи, что в новом балабановском фильме людей «сжигают живьем», — на самом деле по сюжету сжигают уже убитых, но на съемках в печку за¬пихивают живых, поскольку манекен неубедительно смотрится в роли жмура. Кочегара играет артист Якутского драмтеатра Михаил Скрябин; в широкополой афганке, тельняшке и ватнике подбрасывает уголь в топку одного из паровых котлов «Тула-3». В стоящую на продавленной кровати антикварную печатную машинку Erika вставлен листок с рассказом, который печатает кочегар, — про русского каторжника, обижавшего якутов, у которых жил. На самом деле рассказ «Хайлах» написан в 1900 году этнографом Серошевским, но контуженному герою кажется, что он это все сам потихоньку сочиняет. Топка дымит так, что всем членам съемочной группы даже в респираторах становится понятно, почему главный герой, живущий в котельной, по¬стоянно кашляет. Репетируют сцену, когда в печь засовывают девушку в мешке, с ноги которой падает желтая туфля, — жертву (раскосую красавицу с косой до пояса Аиду Тумутову) суют в холодную печку, подсвеченную изнутри. Девушка хоть и хрупкая, в топку пролезает с трудом и застревает на полпути. В печь залезает специальный человек и тащит тело девушки изнутри. «Как к себе домой», — шутит кто-то из съемочной группы. Друг кочегара по Афганистану, бывший сержант (Александр Мосин), садится рядом с кочегаром и объясняет, почему девушку надо было убить: «Это очень плохой человек, воровка, проститут¬ка, а папа ее — депутат, и ничего им не будет». На сидящих на кровати перед печатной машинкой майора и сержанта падает отсвет из топки, где как будто горит «воровка и проститутка», а на самом деле колеблющийся огонь имитиру¬ют газом. Друг просит кочегара почитать, что он напечатал на своей машинке за последнее время. Тот читает: «Потом хайлах избил Хабджия и изнасиловал Кермес». «Ты же говорил, что она Евмения», — спрашивает сержант. «Кермес — ее якутское имя, — безучастно отвечает майор и выпроваживает гостя. — Извини, Миша, мне работать надо».
Журнал EMPIRE, апрель, 2010
Новый фильм Алексея Балабанова «Кочегар» был снят за три недели в двух местах – в квартире самого автора и кронштадской мореходной школе №42, точнее, в ее котельной, где работает и живет главный герой, пожилой якут, контуженный на войне в Афганистане. Котельная, впрочем, вмещает в себя два съемочных объекта: на первом этаже узкий проход вдоль паровых котлов ведет к узкой и продавленной железной кровати, на которой кочегар спит, ест тушенку из банки и печатает на старинной машинке Erika рассказ о русском разбойнике, жившем до революции на поселении у якутов и обижавшем их. Как раз на втором этаже котельной полно примерно таких же русских разбойников – в день, когда снимается сцена карточной игры. Казино, оборудованное в кочегарке, выглядит довольно экзотично: комната наполнена густым дымом, сквозь который просматриваются такие же закопченные котлы, как внизу, а вокруг столов с зеленым сукном расставлены красные самолетные кресла. Если встать за грубо сколоченную из ДСП барную стойку, можно разглядеть под ней запасы холодного чая «Липтон», изображающего дорогие коньяки и виски, а еще – пачку долларов с надписью United States Of Hottabich (компания СТВ рачительно относится к реквизиту, и оставшиеся от фильма «Хоттабыч» бумажки нашли применение в «Кочегаре»).
Идет актерская репетиция сцены, в которой один персонаж, неприятного вида мужчина в сером костюме, сидит за столом в казино и пьет граппу, а второй, в кожаной куртке, просто входит и смотрит на него со значением – это бандит по кличке Бизон, который за весь фильм произносит всего-то слов пять от силы. Балабанов учит сидящего за столом артиста Вячеслава Паулюця, что во время внутренней паузы в диалоге как раз очень уместно отхлебнуть из рюмки немного граппы.
Сняв несколько дублей, Балабанов говорит свое коронное «Стоп машина» и спускается вниз, чтобы дать интервью для телевидения. На режиссере кожаная «косуха», вязаная шапка и темные очки. Главное, что пока известно о фильме «Кочегар» - что герой помогает своему сослуживцу по Афгану сжигать в топке трупы нехороших людей. На съемках планировали сначала совать в горящую печку манекен, но выяснилось, что манекен слишком ненатурально выглядит в роли еще не окоченевшего тела. Теперь приходится совать в печку живых актеров с пластиковыми мешками на головах – печка при этом, правда, не работает, а внутри нее сидит специальный человек, подтягивающий тела внутрь, когда они застревают в узком отверстии топки. По-настоящему сжигают только желтую туфлю, которая падает с ноги у одного женского трупа.
Балабанов долго выстраивает мизансцену, проговаривая с Михаилом Скрябиным, играющим кочегара, и
Александром Мосиным, играющим его друга, кто и когда должен поднимать оброненный туфель и как бросать его в огонь. «Саша, главное, чтобы ее ноги были видны», - напоминает Балабанов оператору. После того как в огне исчезает очередная желтая туфля, ассистент просит заменить ее для репетиции каким-нибудь ненужным предметом, а то запас туфель ограничен. После того, как тело девушки в последний раз оказывается предано огню, герой Михаила Скрябина садится на кровать, перед которой на табуретке стоит печатная машинка, а рядом – натюрморт из фарфорового чайника, алюминиевой кружки, банки тушенки, полбуханки черного хлеба и штык-ножа, которым герой должен открывать банку. Рядом с ним садится его афганский друг, и кочегар зачитывает ему пару строк из своей повести.
Паровой котел тем временем заполняет кочегарку едким дымом - оказывается, в печке, дымящей уже три часа, не была открыта заслонка, и съемочной группе приходилось спасаться респираторами. За заслонкой почему-то не уследил настоящий кочегар, согбенный старичок в ватнике – он материализуется во время обеда с крайне просветленным и самоуглубленным видом, который оператор Симонов комментирует так: «Он уже в своем дзене, в небесной кочегарке», и доев суп, возвращается снимать свою кочегарку, к которой больше подходит эпитет «адская».
БИОГРАФИИ И ФИЛЬМОГРАФИИ СОЗДАТЕЛЕЙ ФИЛЬМА
Сергей Сельянов, продюсер
Родился в Карелии, в городе Олонец. В 1975-1978 годах учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию. В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская Н.Фигуровского), в 1989 году - Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ролана Быкова).
Дебютный полнометражный фильм "День ангела" снял совместно с Николаем Макаровым в 1980 году (фильм вышел на экраны в 1988 году). В 1992 году организовал и возглавил кинокомпанию СТВ.
Продюсер более 40 художественных и документальных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях. Лауреат ряда кинематографических премий. Экономический журнал "Эксперт" в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова "единственным российским продюсером, чье имя стало брэндом в области кинопроизводства". Лауреат Государственной премии РФ в области кинематографа за 2003 год (фильм "Кукушка").
Избранная фильмография:
2010 «Кочегар»
2010 «Младший»
2010 «Дочь якудзы»
2008 «Каменная башка»
2008 «Морфий»
2008 «Баксы»
2008 «Шультес»
2008 "Нирвана"
2007 «Монгол»,
2007 "Груз-200",
2007 "Кремень"
2006 "Меченосец"
2006 "Перегон"
2006 "Мне не больно"
2006 "Добрыня Никитич и Змей Горыныч"
2006 "Бумер. Фильм второй"
2005 "Ночной продавец"
2005 "Жмурки"
2004 "Шиzа"
2004 "Алеша Попович и Тугарин Змей"
2002 "Медвежий поцелуй"
2002 "Кукушка"
2002 "Война"
2001 "Сестры"
2000 "Брат-2"
1998 "Блокпост"
1998 "Про уродов и людей"
1998 "Особенности национальной рыбалки"
1997 "Брат"
1997 "Мама не горюй!"
1997 "Операция "С Новым годом"