Впервые я его ощутил это чувство в ночном Бангкоке в 1993 году в 3 часа ночи, потом в Крыму в 2002-м сентябре, когда малиновый закат 1 в 1 повторил картины Айвазовского. Сейчас оно меня захватило, когда я один оказался в Крыму. Очень долго я не оставался один. В 90-ые этого было много. Сейчас же последных 4 года я все время окружен массой народа. И дома, в Москве, везде.
Но уже и в Харькове я почувствовал – дунул ветерок. Радость от эскапизма пришла ко мне с неожиданной стороны. Решил почитать новости ТОПа ЖЖ. Там все как всегда:
“Чеченские милиционеры зажарили и съели 3 младенцев”.
“Михалков и Путин бегают вокруг Москвы и жгут деревни”.
“Дочка председателя Единой России переехала на бульдозере караван синих ведерок”.
Ну и так далее. Я поспешил поделится с знакомыми “повесткой дня Земного Шара“, рассказал о том, чем сейчас живет Россия, Москва, что у нас уже чуть ли не революция на носу. И что же?
Никто ни сном, ни духом. Людям далеким от интернета нелегко понять интернет-маньяка. Я изумился. Никакого Михалкова, Путина, Шендеровича, Кати, нанотехнологий, Евсюковых, Сталина, заговора евреев, румоловцев, Алексея Германа, насилия Голливуда, Кадырова, загадочной русской души, Говнарашки НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
То есть я, конечно, утрирую. Все это существует. Все обо всем знают, но для подавляющего большинства людей весь этот суп эмоций и страстей, который варится в интернете и телевизоре имеет такое же значение как, например, Уругвай в Вашей жизни. При этом многие немосковские мои знакомые люди – непростые. Многие из них в разы богаче, чем я. Объездили полмира, перепробовали кухни всех народов, имеют кучу любовниц, страстей, приключений и событий и в ус не дуют, что “Украина (Россия) – в жопе (Последняя надежда мира)”.
Наше представление о реальности находится внутри парадигмы представлений, которую ты сам выбираешь. И меня это вдруг так обрадовало, так возбудило, что я ходил несколько дней пораженный этой идеей. Идея эта - не новость, более того, она банальность для постмодерна. Но именно сейчас я ей любуюсь со всех сторон. Стоит поменять парадигму, например, уехать в ночные степи Тарханкута, как ты обретаешь Новый Мир вместо Старого. Решил в следующем году уехать далеко и если получится надолго. Не скажу пока куда.
Нет, я понимаю, что и продажный мент и злой чечен существуют. Это все правда. Конечно, мы все с этим сталкивались когда-либо. Но право, лично для меня этот негативный опыт – такие третьестепенные события, так мало они занимают места в жизни в сравнении с повседневностью, с общением в кругу всяких людей, с работой, с деньгами, с настроением, что воспринимать их в серьез я не могу. Не получается. Даже сновидение несравненно больше значит для меня, чем развитие нанотехнологий и борьба Лимонова с Чингисханом.
Охватило меня в тот день какое-то презрение к ТОПу ЖЖ. Ведь такая желтизна, на самом деле! ТОП ЖЖ работает хуже, чем бульварная газетенка, которая собирая только жаренные сенсации. Так ассенизаторы собирает навоз. Нет, я понимаю, что ничего другого не может и быть. Что именно так составлено информационное поле. Ведь то же самое в программе “Время” в телевизоре, но несколько иными акцентами: “разбился самолет”, “наступила эпидемия”, “поезд переехал думского секретаря”. Событие экстраординарные, нелепые и статистически маловероятные формируют облако информации. И это верно и правильно (наверное).
Почему? А посмотрите на кино. То же самое. Кино в 90% случаев имеет дело с пограничными состояниями человеческого существования. В 95% сюжетов – убийство, смерть, война, инопланетяне, вурдалаки, первая любовь, исчезновение. 95% кинематографа исследует 5% человеческой жизни.
А вот повседневность в кино, повседневность в чеховском смысле – это пища для немногих.
Внимание мировой культуры, кино, топа жж привлечено к ЭКСЦЕССУ, к сенсации. Это - неслучайно. Эксцесс есть пограничная ситацуация, то есть именно то, о чем столько лет твердили экзистенциалисты. Это - та ситуация, в которой просвечивается БЫТИЕ.
А вот мне сейчас в искусстве и в жизни интереснее повседневность, а не эксцесс. Она - богаче, разнообразнее, глубже. Повседневность – это тайна, мистерия. По сравнении с ней новости о том, случилось ГКЧП или состоялся первый контакт с инопланетным разумом – дешевая болтовня. В общем я сейчас за внимание к повседневности, против крикливой сенсационности (хотя я признаю ее бытийную силу) в том числе и в кино, и в кинокритике. От громких фильмов - к негромким. Все дальше к границам кино, в неизвестность - там много вкусного.
Кстати, в какой-то момент и в историографии произошел переворот. Ведь раньше до XX века история состояла вся сплошь из войн, революций и полководцев. Но какой-то момент историки поняли, что самое живое и загадочное в истории – это повседневная жизнь какого-нибудь римлянина, ацтека или португальца прошлых времен. Ведь о ней мы так мало знаем! А люди тоже страдали, любили и какали своим своеобыныным образом. Мне сейчас в историографии больше нравится то, что делает Федор Раззаков при всей своей одиозности, чем Карамзин или Ключевский.
Дискурс в ЖЖ, кинематографе, телевизоре, традиционной истории – это как биография человека, рассказанная через историю приключений его пениса. Почему бы не рассказать о человеке через историю его селезенки?
Что важнее в жизни человека 1000 дней, когда ходит на службу или ОДИН день, когда он противостоит хулигану с ножом а у него за спиной девушка? Ведь могут быть разные сочетания. Например, во всех смыслах добрый, заботливый, умный, хорошей человек может оказаться трусом. А подлец, мразь и скотина защитить девушку. Привет Золтану Фарби.
Я не знаю.
А событийно четвертывй день оказался похож на все предыдущие. Поездка на Травянское водохранилище.