Фильм - символ времени. Конец семидесятых.
Когда Сталин, Троцкий и Ленин попали на Страшный Суд, то Бог очень долго перечислял их грехи, но все же не отправил сразу в Геенну Огненную, а послал сначала их в католическое Чистилище.
Бог увидел фильм Эльдара Рязанова “Ирония Судьбы или с легким паром”, а точнее Советскую Вселенную 70-х годов, которую олицетворял этот фильм. Быть может, все те страдания и горести, которые претерпела Россия в 20 веке, были и нужны, чтобы возник этот дивный, дивный мир и чудесное искусство, которое его представляло.
Помимо, пронзительного лиризма и житейского юмора, которые были заявлены в самом популярном советском фильме всех времен и народов, Рязанов сгреб в кучу все бытовые и экзистенциальные приметы 1975 года и выставил их в таком выгодном свете, что Господь смилостивился на минутку и отсрочил наказание творцам социализма.
Уже давно Дмитрий Быков заметил, что Эльдар Рязанов является главным историком Советского Союза во всех его изломах и переливах. Все мифы, все заблуждения, все моды, кинотенденции, радости и невзгоды фиксируются им на пленку со скрупулезным рвением на протяжении уже 60-ти лет. Рязанов – не педант. Он лишь – художник мгновения в отличие от Тарковского или Германа – художников вечности.
Если оставить идейное и стилистическое содержание “Иронии судьбы” и обратить внимание на ее бытовую основу, то мы увидим воистину Социалистический Парадиз во всем его блеске. При этом автор ни на йоту не приукрасил действительность, а просто собрал в одни сутки все достижения народного хозяйства СССР в духе лучших традиций соцреализма. В рамках фильмической реальности герои фильма живут как небожители. Даже в сравнении с румяными селянами-плебеями агитки “Кубанские казаков” – Женя Лукашкин, Ипполит и Наташа – благородные патриции. Куда уж куда там героям “Окраины” Барнета или “Земли” Довженко.
Как изменилась жизнь человека за 50 лет! Он стал жить пусть в типовых, но частных квартирах, со светом, телевизором, ванной с тепленькой водичкой, унитазом и центральным отоплением и даже иногда с моторным ландо. Поездка из Москвы в Ленинград стала сущей безделицей. С помощью такси, аэропортов и ершика герои буквально транклюкировались не хуже, чем Любшин в “Кин-Дза-Дза”. Каков номер Вашей планеты в тентуре? – 3-ая улица Строителей (масонов), дом 25. - И опа, ты уже на Плюке – Городе-нА-Неве. Апельсины в шампанском, коньяк и заливная рыба, французские духи и польские гарнитуры, электробритвы и породистые псы – были дефицитны, зато повсеместны. Но не это главное. Быт лишь ожерелил Главное.
В кино 70-х работа, героизм и борьба с вредителями все чаще оставались за рамками бытия. Праздность – главная примета десятилетия в “Иронии Судьбы” достигла апофигея. Смысл жизни искали в лабиринтах ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ и РЕВНОСТИ. Все это окутывалось дымкой поэзии серебряного века, бардовских напевов и сандуновских бань.
Забавно, что классические коммунисты-сталинисты ненавидят эпоху Хрущева и Брежнева справедливо считая этих Генсеков ренегатами и предателями, а их время временем загниванием яблока социализма. Что же не будем с ними спорить. Социализм загнивал, но, боже мой, как, же одуряющее прекрасен был его запах!
(В принципе я вообще считаю, что под одним названием СССР существовали 4 совершенно разные мироустройства, а некоторые педанты насчитывают 9 Советских Союзов)
Бог увидел фильм Эльдара Рязанова “Ирония Судьбы или с легким паром”, а точнее Советскую Вселенную 70-х годов, которую олицетворял этот фильм. Быть может, все те страдания и горести, которые претерпела Россия в 20 веке, были и нужны, чтобы возник этот дивный, дивный мир и чудесное искусство, которое его представляло.
Помимо, пронзительного лиризма и житейского юмора, которые были заявлены в самом популярном советском фильме всех времен и народов, Рязанов сгреб в кучу все бытовые и экзистенциальные приметы 1975 года и выставил их в таком выгодном свете, что Господь смилостивился на минутку и отсрочил наказание творцам социализма.
Уже давно Дмитрий Быков заметил, что Эльдар Рязанов является главным историком Советского Союза во всех его изломах и переливах. Все мифы, все заблуждения, все моды, кинотенденции, радости и невзгоды фиксируются им на пленку со скрупулезным рвением на протяжении уже 60-ти лет. Рязанов – не педант. Он лишь – художник мгновения в отличие от Тарковского или Германа – художников вечности.
Если оставить идейное и стилистическое содержание “Иронии судьбы” и обратить внимание на ее бытовую основу, то мы увидим воистину Социалистический Парадиз во всем его блеске. При этом автор ни на йоту не приукрасил действительность, а просто собрал в одни сутки все достижения народного хозяйства СССР в духе лучших традиций соцреализма. В рамках фильмической реальности герои фильма живут как небожители. Даже в сравнении с румяными селянами-плебеями агитки “Кубанские казаков” – Женя Лукашкин, Ипполит и Наташа – благородные патриции. Куда уж куда там героям “Окраины” Барнета или “Земли” Довженко.
Как изменилась жизнь человека за 50 лет! Он стал жить пусть в типовых, но частных квартирах, со светом, телевизором, ванной с тепленькой водичкой, унитазом и центральным отоплением и даже иногда с моторным ландо. Поездка из Москвы в Ленинград стала сущей безделицей. С помощью такси, аэропортов и ершика герои буквально транклюкировались не хуже, чем Любшин в “Кин-Дза-Дза”. Каков номер Вашей планеты в тентуре? – 3-ая улица Строителей (масонов), дом 25. - И опа, ты уже на Плюке – Городе-нА-Неве. Апельсины в шампанском, коньяк и заливная рыба, французские духи и польские гарнитуры, электробритвы и породистые псы – были дефицитны, зато повсеместны. Но не это главное. Быт лишь ожерелил Главное.
В кино 70-х работа, героизм и борьба с вредителями все чаще оставались за рамками бытия. Праздность – главная примета десятилетия в “Иронии Судьбы” достигла апофигея. Смысл жизни искали в лабиринтах ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ и РЕВНОСТИ. Все это окутывалось дымкой поэзии серебряного века, бардовских напевов и сандуновских бань.
Забавно, что классические коммунисты-сталинисты ненавидят эпоху Хрущева и Брежнева справедливо считая этих Генсеков ренегатами и предателями, а их время временем загниванием яблока социализма. Что же не будем с ними спорить. Социализм загнивал, но, боже мой, как, же одуряющее прекрасен был его запах!
(В принципе я вообще считаю, что под одним названием СССР существовали 4 совершенно разные мироустройства, а некоторые педанты насчитывают 9 Советских Союзов)