zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

Кино и время

Посмотрел, наконец-то, “Плату за страх” Клузо. В фильм рассказывается о том, как в затерянном латиноамериканском городке, группа смельчаков берется перевозить смертельно опасный груз на далекий нефтепромысел. Я читал рецензии и восторженные отклики про предтечу Хитчхока, про саспенс, про актуальное содержание фильма. Я не буду опровергать их. Наверное, все это так и есть. Но мне фильм понравился совсем другим боком и навел на мысли уже по совсем другому поводу.



Во-первых, “Плата за страх” мне показался довольно смешным фильмом. Если бы я не знал, что эту картину снимал француз, то был бы на 120% уверен, что передо мной типично советская агитка о нелегкой жизни трудового люда в капиталистическом мире. Первая половина фильма очень напоминает нашу ленту “Человек-амфибия”. Те же интонации, те же ужимки, тот же цвет. Капиталисты такие же недобитые гады как Дон Педро Зурита, полиция столь же сервильна и продажна, угнетенные рабочие для буржуев словно мусор, сознательные пролетарии таким же манером сжимают кулаки чуть-чуть подаваясь вперед, а девица также легкомысленно наивна как Гутьерэ в исполнении Вертинской. Мне даже подумалось, быть может, быть действительно в середине XX века жизнь пролетария была не сахар, а советские агитки недалеко ушли от реальности.

Ну да ладно. Не в этом суть. Суть в том, что все фильмы этого периода времени будь то американская “Ниночка”, французские “Плата за страх” или “Дети райка”, “Дневник горничной”, “ Дамы булонского леса” или наши - “Весна на заречной улице” , “Девчата”, все, все, все фильмы того времени – куда пальцем не ткни - все они принадлежат к одной кинодраматической школе. Их всех объединяет невероятный по нынешним меркам пафос, восторженность и наивность героев. Все персонажи этого кино чем-то похожи на отличниц 2-го класса, будь 40-ий французский бандит или 18-тилетняя русская повариха. Все они рассуждают, что такое хорошо и что такое плохо с поразительной уверенностью, не оставляющий никакого места для сомнения, а всех провинившихся журят пальчиком. Как будто не было ни континентов, ни границ, а была одна Страна – “середина XX века”. Американцы, русские, французы, испанцы словно принадлежали не разным культурам, но одному Времени.

Но вот наступили 60-е и все исчезло. Мир 30-50-х в одночасье схлопнулся, аннигилировался. По крайней мере, на киноэкране. Я не знаю, когда это началось на западе - с битников или с хиппи, но в советском кино для меня водоразделом стала “Застава Ильича” Марлена Хуциева. После этого фильма куда-то испарилась, исчезла и наивность, и пафос. Герои и у нас, и в США, и в Германии, и в Польше, неважно злодеи или добряки стали циничны, деловиты и хамовиты. Они все стали чуть-чуть как хулиганы-двоечники.

Меня уже много дней терзает мысль. Что это? Художественная манера в кино изменилась или действительно люди стали совсем другие? Я стал спрашивать старшее поколение и все они в одни голос бубнят, что, мол, да, люди были другие, а сейчас не такие что, мол, да мы были такими восторженными, а нынешнее поколение – просто не узнать. Потом я стал спрашивать самого себя - а какими были мы – школьники 70-х, 80-х. Мне сейчас 39, и я не застал взрослой жизни при СССР, могу вспомнить только жизнь школьную, жизнь детскую. Соотнесение моего личного опыта с изображением школьников в советских фильмах, например, в “100 дней после детства”, или “В моей смерти прошу винить Клаву К” с одной стороны, и “Чучело” и “Куколка” с другой, заставило меня задуматься. Какими мы были? Что было правдой - “Чучело” или “100 дней”

И мой ответ таков: и то и другое - правда. Но романтизьму было больше, чем чернухи.

В этой cвязи у меня вопрос ко всем. А вы как думаете. Какими мы были? Соответствовал ли образ киногероев реальным людям того времени? Особенно мы бы хотелось услышать мнение у поколения 50-х. Насколько соответствует пафосный кинематограф того времени действительному положению дел?
Tags: Кино, история
Subscribe

  • 10 САМЫХ ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ

    У меня с любимыми фильмами все очень легко. Каждый любимый фильм – это факт биографии, это то, что случилось лично со мной, стало откровением,…

  • НИЧЕГО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

    Я посмотрел намедни сразу несколько фильмов и все они мне жутко не понравились. Это странно. Я вообще люблю современнейшие и моднейшее кино, но…

  • ЧТО СГУБИЛО ОЛЕГА ДАЛЯ?

    Траектория актерской карьеры Олега Даля – это медленное угасание огонька жизни в его персонажах. Как никто иной Олег был необычайно близок к…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments