Category:

ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ

«Абсолютный без возражения, — по словам Сен-Симона, — Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди всё более оттеснялись куртизанками и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Людовик XIV эдиктами 1649 и 1686 г. до мелочей регламентировал книжный промысел, была введена жесткая цензура: число книготорговцев в Париже было ограничено 80, а число типографщиков должно было быть доведено до 36, другие города могли также иметь только заранее определенное число книготорговцев и типографщиков.



Король всё меньше и меньше сдерживал свои желания. В 1679—1681 годах Францией была проведена масштабная кампания аннексий пограничных территорий, получившая название «политики присоединений». В Меце, Брейзахе и Безансоне король учредил палаты воссоединения (chambres de réunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.). Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам. В 1681 г. его флот бомбардировал Триполи, в 1684 г. — Алжир и Геную.

Наконец, в ответ на французскую экспансию возник союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений».

Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и затеи ветреные.