zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

"ДАРА ИЗ ЯСЕНОВАЦА" - ФИЛЬМ О ХОРВАТСКИХ ЗВЕРСТВАХ

Как это ни странно, самым популярным фильмом, созданным в странах бывшей Югославии, является “Дара из Ясеноваца”. Сейчас картина Предрага Антониевича уже обошла по количеству рецензий в мировой прессе самые известные шедевры Эмира Кустурицы.

Кинолента повествует о хорватских свирепствах и католических зверствах в концлагере Ясеновац во время Второй Мировой Войны. Основана она на страшных свидетельствах выживших узников и подлинных фотографиях. Ясеновац был единственным лагерем умерщвления, которой был во время Второй Мировой Войны построен не немцами. Одной из целей Новой Хорватии под предводительством усташей было уничтожение евреев, цыган и православных сербов. По разным оценкам в Ясеноваце было уничтожено от 70 до 700 тысяч человек. Что касается сербов, то Поглавник независимого государства Хорватия Анте Павлич поставил задачу треть из них умертвить, треть окатоличить, а треть выслать в Сербию.

На экране – конвейер смерти. Но, если немцы убивали, как правило, расчетливо и механистически, то хорваты в фильме - с поистине сатанинским наслаждением и с садисткой закваской. Казнят в кадре по любому капризу, из-за производственной необходимости, по приказу, шутки ради и просто так. Молотком по голове, сербосеком (специальным ножом) – по яремной вене, отравляющим газом в подвале - по малым детям, автоматной очередью – по толпе, во время собственного совокупления или совместного пиршества.

В центре сюжета судьба сербской семьи Илич, а точнее девочки Дары Илич (Биляна Чекич), которой удалось лишь чудом спастись из лагеря смерти. Сербы идут на заклание как бессловесная скотина, чем достигается странный эстетический эффект. Тут нет и тени тех страданий, что мы видим, например, в нашумевшей картине Элема Климова “Иди и смотри”. По духу сербский фильм ближе к картине недавно усопшего Александра Рогожкина “Чекист”, когда показное равнодушие и нарочитая бессердечность травмирует психику зрителей, да и участников казни. Но, если у Рогожкина чекист Андрей Срубов сходит с ума, то усташи здесь и непоколебимы, и безжалостны. Словно сделаны они не из плоти и души, а бетона и железа.






В первых рядах изуверов – католические монахини, белолицые фурии, призванные карать еретиков или обращать их в Веру Римскую. К 1945 году хорватским католикам удалось подчинить под власть Ватикана 200 тысяч православных сербов. Ватикан знал о зверствах усташей, тем не менее, их поддерживал. Анте Павелич ездил к Рим на аудиенцию к тогдашнему понтифику Пию XII и заручился его поддержкой. Руководил же насильственным обращением сербов в католичество архиепископ Алоизие Степинац. Степинац в своих речах призывал к борьбе со следами православия в Хорватии и одобрял совершаемые усташами убийства. Со времен Льва I Рим стремился подчинить себе весь христианский Восток, якобы от того, что в Риме проповедовал апостол Петр, хотя, на самом деле, Петр не был в Риме ни одного дня.

Я не склонен демонизировать хорватов или католиков. Лишь историческая близорукость мешает нам осознать то, что почти все народы были в свое время сопричастны массовую геноциду других народов. Немцы уничтожали евреев, турки – армян, японцы устроили кровавую вакханалию в Нанкине, русские истребили под корень убыгов, американцы – пекотов, испанцы - чарруа, евреи покарали ханаанейцев, крымские татары резали всех больных русских невольников во время перехода до Перекопа, монголы убили полмиллиона жителей Багдада, украинцы устроили Волынскую резню, а сербы отправили к праотцам 5 тысяч бошняков около Сребреницы. Тем более, что в картине есть и сердобольные хорватки и среди селянок и среди горожанок, которые вырвали жертв из лап своих ретивых соотечественников.






Дело не в этом.

Дюлак писал, что первым препятствием, на которое наталкивается кино, является стремление рассказать какую-то определенную историю, идея драматического действия. Рабское стремление Антониевича донести правду Граду и Миру отодвинуло на второй план кино как искусство. Поэтому “Дара из Ясеноваца” обладает скорее телеологической ценностью, чем деонтологической, то есть ценностью фильма самого по себе в отрыве от исторического контекста. Если представить, что в фильме изображены не сербы, евреи или хорваты во время Второй Мировой Войны, но абстрактные изуверы и их жертвы из выдуманного мира, то картина выглядит довольно дрябло. А она должны бить в цель и вне исторического обрамления. Как, например, “Трудно быть Богом” Алексея Германа.

70% картины – это довольно однообразные средние коричневые планы, снятые в одном подвале, где показаны запуганные женщины и дети. Дальше этого изобразительные, музыкальные и актерские средства никуда не идут. В фильме нет искрометных фраз, неожиданных ракурсов, талантливого монтажа, гениальной музыки, актерского блеска. Биляна Чекич в роли Дары, играет весь фильм одинаково, как артистка Лия Ахеджакова, что, впрочем, даже и неплохо для передачи всеобщего оцепенения.



Tags: Хорваты, Югославия, Ясеновац, сербское кино
Subscribe

  • СТЕРИЛИЗАЦИЯ, ХОМЯКИ, КУРЫ И ЮРГЕН ХАБЕРМАС

    Возили собаку на стерилизацию, а то уже невозможно каждые полгода пристраивать щенков. Я не сердобольный зоолюбитель, но мне вдруг стало жалко этого…

  • OLD ORTHODOX HAGS

    We visited a Brand-New Orthodox Center and a Church of the Presentation of the Lord in Oryol. I am not a religious man and did it for fun…

  • БАШАР АСАД УЛЕТЕЛ В ЗАОБЛАЧЕНЫЙ ПЛЕС?

    Больше всего поражает то, что столетние империи и много-много-десятилетние правительства, которым конца края не было видно, вдруг исчезают как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments