zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

БАРЬЕР

Кино стран Восточной Европы пользовалось в СССР всеобщим презрением до такой степени, что его не смотрели даже члены Политбюро. Фильмы стран СЭВ стояли ниже, чем мексиканские мелодрамы, индийские мюзиклы, а тем более французские комедии. А ниже всех находилось кино социалистической Болгарии. Но именно поэтому сейчас его страшно интересно смотреть.

Я не скажу, что паранормальная притча Христо Христова “Барьер” мне шибко понравилась, но вот заинтересовала неслабо. После просмотра меня охватила буря противоречивых чувств, от презрения до недоумения, коими я спешу сейчас поделиться.

1. Совершенно непонятно, каким образом герои фильма на словах исповедуют невинность в степени святой наивности, нравственность строителя коммунизма, христианнейшее целомудрие, но при этом неистово и безостановочно показывают друг другу волосатые письки и эрегированные фаллосы. В ЖЖ у меня есть скриншоты, но в Фейсбуке, за это банят.

2. В 2021 году каждая третья девица или является или изображает из себя крылатую Ассоль, альтернативную ведунью, девочку-индиго, хрупкое создание, сознанием мало отличающиеся от 11-летнего ребёнка, который сидит на подоконнике, пьет утреннее капучино и мечтает гулять с зонтиком под дождем в Калахари. Однако, в 1979 году таких было еще мало. Это было в диковинку. Из уст главной героини Доротеи ниагарским потоком льется какой-то “девочковый” делирий. Порой ее речь напоминает афоризмы Ренаты Литвиновой, которая только, что прошла сеанс лоботомии. “Нет! Человек произошел от птиц!”, “И все-таки ты найдешь свою полянку, ав-ав”. “Не знаю, стоило ли превращаться из лебедя в человека”, и так далее, и тому подобное весь фильм.










3. Под конец Советской Власти небывалый размах в стране диалектического материализма получил оккультизм, ойронетика, телекинез, телепатия, снежные люди и Бермудские треугольники. Помню все эти диспуты о том, что “Йоги преодолевают гравитацию”, “Каратист из тайного монастыря одним пальцем пробил бетонный бункер”, “А Зоя так и с иконой и застыла, и ее даже с отбойным молотком не могли сдвинуть с места”. Все в этом фильме намазано жирным слоем эзотерики. Собственно название “Барьер” – как раз о том, что современный интеллектуал 1979 года должен преодолеть “Барьер”, выйти в астрал, то есть в окно 16-этажного дома. А кто не выйдет, тот мракобес и бумер.

4. Весь фильм посвящен суровому осуждению педофилии и домогательств к умалишенным старшеклассницам со стороны граждан мужского пола. Но, если гражданином является импозантный Смоктуновский, он же композитор Антоний Манев, Альтер-эго классика болгарской литературы Павла Вежинова, с персональным авто и в квартире с дорогими обоями и, самое главное, не он чужд астральщины, то он может вые-ть малолетнюю Доротею. Более того, он по мысли авторов, он даже и должен ее вые-ать, это его творческий долг, иначе он снова отсталый бумер. Собственно, это второй “Барьер”, который должен преодолеть пенсионер Юрий Деточкин.

5. Как вы уже поняли, фильм - это экранизация автобиографической повести болгарского сочинителя Павла Вежинова, который прославился тем, что у него в молодости под окном многоэтажки разбилась молодая жена. Тут дело уже приобретает нездоровый оборот. Было следствие, но в 1939 году ничего никто не доказал.

6. И этот фильм и вообще болгарские, венгерские, польские киноленты 60-70-х годов подкупают своей интеллигентностью и даже аристократизмом. Тут нет зомби, марсиан, трупов, крови, слез и пистолетов. 3 часа по экрану ходят какие-нибудь библиотекарша и инженер, или училка и хирург и рассуждают о том, что “нынче романтизма мало”. Любо!

7. Собственно, имена протагонистов фильма Антоний и Дорофея являются отсылкой к Святому Антонию и Святой Дорофее Кесарийской. Всем известен триптих Иеронима Босха “Искушение святого Антония”. Сюжет триптиха — сверхъестественные искушения, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне — широко распространён в западноевропейском средневековом искусстве и литературе. Собственно фильм есть парафраз истории зарождения монашества. А кроме экранизации повесть Вежинова стала еще и балетом “Антоний и Доротея”.

8. Антоний Вели́кий - раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Святой Антоний художественно-символически изображается с посохом, имеющим форму тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов; иногда рядом с ним свинья; греческая буква тау может украшать его одеяние. Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).

Согласно преданию, святая Дорофея была жительницей Кесарии Каппадокийской. Дорофея была благочестивой девицей-христианкой, отличалась большой кротостью, смирением, целомудрием и данной от Бога премудростью, удивлявшей многих. Во время гонения на христиан императора Диоклетиана правитель Саприкий подверг её истязаниям. Не сломив её воли, правитель отдал её двум женщинам-сёстрам, Христине и Каллисте, которые раньше были христианками, но, убоявшись мучений, отреклись от Христа и стали вести нечестивую жизнь. Он приказал им уговорить святую Дорофею принести жертву языческим богам. Однако женщины, убеждённые Дорофеей, что милосердием Божиим даруется спасение всем кающимся, раскаялись и снова обратились ко Христу. За это их связали спинами и сожгли в смоляной бочке. Святые сёстры Христина и Каллиста страдальчески скончались, принеся покаянную молитву Господу и искупив грех отступничества.

Дорофея вновь была подвергнута мучениям, претерпела их и приняла смертный приговор. Когда святую вели на казнь, некий учёный человек по имени Феофил с издёвкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада жениха твоего розовых цветов и яблок». Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, сказав, что встретит его в саду, после чего была усечена мечом.

Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражён, уверовал в Христа и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, святой Феофил принял мученическую кончину через усечение мечом.


Tags: Болгарское кино, крылатая Ассоль, оккультизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 242 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →