zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Category:

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОГО КИНО

В истории болгарского киноискусства 70-е годы занимают особое место. Это, по существу, новый и очень важный этап его развития. В 60-е годы в болгарском кино было создано немало серьезных произведений, и лучшие среди них: «Как молоды мы были» (реж. Б. Желязкова), «На маленьком острове» (реж. Р. Вылчанов), «Похититель персиков» (реж. В. Радев), «Отклонение» (реж. Г. Островский и Т. Стоянов), но к концу десятилетия критики Н. Ста- нимирова, И. Знепольский, А. Гро- зев и другие отмечали в кинематографе кризисные явления. И действительно, в общем, нельзя не согласиться с тем, что в 60-е годы болгарское кино развивалось несколько неравномерно и что именно к концу данного десятилетия наблюдалось точно зафиксированное падение посещаемости кинотеатров. Причин тому несколько: здесь и рост благосостояния народа, закономерно ведущий к расширению форм проведения досуга, и успехи других средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения, и многое иное. Но следует, очевидно, все-таки согласиться с болгарскими специалистами, считающими, что одной из основных причин «отлива» зрителей из кинотеатров в конце 60-х годов было отставание кино от актуальных процессов современности. Отставание это произошло из- за отсутствия серьезных сценариев на современную тему. Стало ясно, что даже при наличии крупных режиссерских талантов и разнообразных актерских дарований без решения сценарной проблемы нельзя ожидать дальнейшего движения киноискусства. В этой ситуации на помощь кино пришла литература. Если всмотреться в афиши самых ярких кинопроизведений периода 70-х годов, станет ясно, что почти все они основываются на литературных первоисточниках или на оригинальных сценариях, написанных ведущими болгарскими прозаиками. И это принесло существенные положительные перемены. Болгарское кино начало более пристально, чем прежде, всматриваться в проблемы, связанные с происходящими в стране значительными социально-экономическими изменениями. В исследовании общественных процессов кинематограф проявил качественно новый подход, выявившийся в стремлении художников отразить социальные коллизии через индивидуальное сознание. Предметом исследования болгарского фильма в этот период стал внутренний мир человека, его взаимосвязи с жизнью, показанной во всей сложности и многообразии. Исследование социальных проблем ведется преимущественно с их нравственной стороны, а общественное развитие по большей части рассматривается как развитие общественного сознания. А началось все неожиданно, с появления картин, не посвященных современности... глядываясь прошлое Фильмы были посвящены антифашистской и революционной борьбе народа. Это жанрово-те- 3

Кадр из фильма «На маленьком острове» матическое направление занимает ведущее место в кинематографиях всех социалистических стран, ибо сами кинематографии были рождены в этих странах в результате разгрома фашистской Германии Советской Армией, антифашистской борьбы народов и революционных процессов, по- разному происходивших в каждой из стран. Для болгарского народа период Сопротивления — это время особенно трудной, суровой, героической борьбы, начавшейся антифашистским восстанием в сентябре 1923 года. Восстание было жестоко подавлено властями, но не сломлена воля народа к борьбе за свободу, продолжавшейся до другого — на этот раз победного — сентября 1944 года, когда Советская Армия завершала свою великую освободительную миссию. Тема Сопротивления—одна из главных тем болгарского кино, и в ее эволюции ясно виден весь кинопроцесс. Первые, еще наивные как в трактовке событий, так и в кинематографическом исполнении болгарские картины были посвящены истории революции. Фильмы «Тревога», «Данко», «Экипаж Надежды» явились непосредственным откликом на недавно минувшие и столь важные для Болгарии событля. Достоинство этих картин — в их исторической правдивости и конкретности изображаемого времени. Различные по построению и по использованным художественным приемам, они близки по общей лирической интонации, свойственной

болгарскому кино тех лет.





Общим в них был и некий схематизм в трактовке героев. Но уже в начале 60-х годов в разработке этой темы были сделаны значительные успехи. И фильмы «Как молоды мы были» (1961) Б. Желязковой, «Плененная стая» (1962) Д. Мудро- ва и др. явились серьезной вехой в истории развития болгарского кино и обеспечили выход его на мировую арену. Кстати сказать, кинематографисты других социалистических стран, например Польши и Югославии, также добились международного признания именно фильмами о борьбе против фашизма... Но вернемся к началу разговора и вспомним, что приливная волна в болгарском кинематографе 70-х годов началась именно с фильмов о Сопротивлении. Фильмы «И грянул день» (1973) Г. Дюлгерова, «Воспоминание о двойняшке» (1977) Л. Шарланд- жиева, «Бассейн» (1978), с которых мы начнем разговор, объединяет стремление их авторов проникнуть как бы внутрь событий, часто исторически подлинных, к философскому их осмыслению, к глубокому исследованию характеров, пристальное внимание к внутреннему миру человека. Сценарий фильма «И грянул день» режиссера Г. Дюлгерова написан Василом Акъовым на основе собственного опыта партизанской борьбы, однако это не просто мемуары — перед нами тонкое и умное исследование истории. Действие в картине «И грянул день» развивается в канун и после дня 9 сентября 1944 года — Дня Свободы. Молодому партизану поручено сообщить жителям одного села о победе и установить там новую власть. Эта ситуация использована в фильме для того, чтобы показать с помощью ассоциативных ретроспекций недавнее прошлое. Пока человек сражается, ему некогда осмотреться вокруг, обдумать собственную жизнь. Ему трудно увидеть в истинном свете свои заслуги и свои ошибки. Но день Победы как бы отодвигает предшествующие события, побуждает к их осмыслению. Главная драматургическая линия фильма — линия Мустафы, девятнадцатилетнего партизана, связанного с двумя другими ведущими героями: революционером Матвеем, который из-за трагического стечения обстоятельств кончает жизнь самоубийством, и командиром отряда Сопротивления Черным. ...В День Свободы все собираются в небольшом городке. Каждый куда-то спешит, пытается войти в новый ритм жизни, понять суть происходящего. Ищет для себя ответов и Мустафа. Искания эти толкают его в самую гущу событий. На экране возникает клубок взаимосвязанных судеб, которые настолько тесно переплелись друг с другом, так крепко связаны между собой, что любой удар отзывается на многих. Заметим, кстати, что имя Мустафа герою фильма дано не случайно. В довоенной Болгарии был известен советский фильм «Путевка в жизнь», и герой этого фильма беспризорник Мустафа полюбился молодому поколению болгар. Действовать в этот первый день свободы для Мустафы гораздо сложнее, чем участвовать в партизанской атаке, когда альтернатива одна: победить или умереть.






Сейчас у него в руках тысячи человеческих судеб, ему приходится брать на себя ответственность за жизни людей, карать и прощать. В девятнадцать лет это трудно, очень трудно. Этого не смог выдержать Матвей. Часто кажущиеся неодолимыми трудности и события первого дня после победы то и дело заставляют Мустафу вспоминать о смерти Матвея. Прав ли он был, покончив с собой? Мустафа не может забыть слова Матвея, сказанные перед смертью: «Как ты ответишь людям, если не ответил самому себе?» Этот предсмертный вопрос друга не дает ему покоя. Он заставляет думать и думать. В картине Г. Дюлгерова интересно раскрыт внутренний конфликт молодого человека, который научился воевать и убивать раньше, чем осознал самого себя и свое место в жизни, раньше, •чем научился трудиться и созда- Кадр из фильма «Непримиримые» вать, даже раньше, чем научился жить,— в этом трагедия Матвея и Мустафы. Широка и многостороння картина духовного развития людей в этом фильме. Герои здесь не созерцатели, они — активные борцы, но вместе с тем они хотят разобраться и осознать отдельные ситуации и общий смысл событий, их мышление ши- рокоохватно, они стремятся ответить себе, что есть справедливость и гуманность, каковы их собственные цели и место в революционном процессе. Эта аналитическая тенденция явственно выступает в фильме «И грянул день». Все герои фильма — революционеры. Но если командир отряда Черный — активный борец, стойкий в своих убеждениях и принципах, то Матвей — человек 6

мягкий, не сумевший примирить это свое качество с необходимостью борьбы и всеми вытекающими из нее, часто жестокими, последствиями. Это не значит, что авторы осуждают «мягкотелость» Матвея,— суть глубже, суть в утверждении гуманизма трезвого, можно сказать, воинственного, способного не только познать правду, но и защитить ее. Фильм Любомира Шарланд- жиева «Воспоминание о двойняшке» представляет собой масштабное полотно жизни народа в последние дни фашизма и первые дни свободы. Кинематографическое повествование ведется здесь сквозь призму юношеских впечатлений героя, сейчас уже пожилого человека, рассказывающего о том, что когда-то было им пережито. В его голосе за кадром слышится Кадр из фильма «Эзоп» все, что волновало этого человека в юности. Родившийся и выросший в этом селе, он повествует о людях и событиях тридцатилетней давности. Это придает фильму очень личностную интонацию, согретую добрым юмором. Сама вооруженная борьба дается в фильме на втором плане. В картине лишь два ее эпизода: взрыв моста и перевоз продуктов партизанам. Но напряжение сопротивления хорошо ощутимо в жизни села. Коммунистов в селе мало, но на их стороне сочувствие и поддержка крестьян. Загадочная, одинокая женщина Невена (Н. Коканова), приехавшая в село словно бы для того только, чтобы умереть здесь от своей неизлечимой болезни, дает основной эмоциональный им- 7

пульс ностальгическим воспоминаниям героя, рассказывающего эту историю. Ведь это его первая любовь. Невена проходит через веселый и грустный поток крестьянского бытия, через время горестей и надежд, оставшихся в памяти героя. Но она не заглушает драматизма событий. В общем ликовании первых дней свободы ее смерть проходит как бы незамеченной. Революция, новая жизнь, наступившая в селе, стирает, отодвигает память о Невене на дальний план. Фильм населен множеством людей, случайно встретившихся на дорогах времени и расставшихся, сопричастных или равнодушных к борьбе народа. Авторы стремились понять, каково место этих людей в истории нации, каков их вклад в то великое и вечное, что называется народной судьбой. Это философское осмысление истории поддержано стилистикой фильма, начинающегося с характерной бытовой зарисовки: жители села собрались в доме дедушки Тони, главы огромного семейства, для совершения своего рода ритуала — приготовления домашней колбасы из купленного вскладчину мяса. Колбасу тут же съедают, запивая красным вином, и пока идет этот пир, мы знакомимся с героями истории: мельником Стефаном, деревенским дурачком Боко, местной девушкой Виолеттой и ее женихом, трактирщиком, человеком, считающим себя очень практичным и склонным к эпикурейству, с коммунистом Перваном и другими персонажами. В последних кадрах фильма — заснеженная долина под заходящим солнцем, кладбище у деревенской церкви, похороны партизан, стадо овец, вспугнутое звуками траурного салюта. Картина проникнута эпическим ощущением вечности жизни народа. Подвиг и смерть его сынов — вспышка, освещающая путь, необходимое звено в бесконечной цепи от прошлого к будущему. Фильм Б. Желязковой «Бассейн» посвящен современности, однако тема Сопротивления имеет здесь столь серьезное значение, что мы решились поставить его в ряд с фильмами историко- революционной тематики. В центре картины три героя: уже немолодой архитектор Апостол, проекты которого не проходят на конкурсах, и он их собирает в своей мастерской, предпочитая лучше не иметь заработка, чем отступить от своих творческих позиций; Белла — выпускница школы, терзающаяся неуверенностью в себе и не знающая, чего она хочет от жизни; Босяк — артист «оригинального жанра», будто бы не сомневающийся в своем таланте. Этих героев объединяет стремление проявить свою неповторимую индивидуальность. Пересказ содержания «Бассейна» ни в какой мере не может раскрыть его поэтического строя и его философской наполненности. На редкость простыми средствами Желязкова сумела показать весьма сложные грани действительности, создать тонкие и противоречивые характеры. Особенно интересен Апостол. Он — бывший участник Сопротивления, часто возвращающийся в своих воспоминаниях к минувшему, ища в нем нравственную опору и как бы поверяя настоящее революционным прошлым. Надо сказать, такой мотив вообще очень характерен для болгарского кино. К 8

примеру, в фильме «Любовь» (1973) Л. Стайкова, получившем золотую медаль на Московском международном кинофестивале, в глазах главной героини Марии романтически возвышен образ Ирины. Она — участник болгарского Сопротивления, прекрасный врач, погибает, работая во Вьетнаме. Вполне понятно, что образ такого человека, как Ирина, служит девушке, ищущей свой жизненный путь, как бы путеводной звездой. Фильмы подобного рода утверждают, что духовное развитие, духовная жизнь человека связаны с его участием в общественно важных событиях, здесь люди черпают силу, здесь находят смысл и содержание своей жизни. Аналитическое, проблемно-философское кино, проникнутое стремлением к эмоциональному и интеллектуальному постижению истории и человека в ней, представляет интересную и актуальную в наши дни тенденцию развития болгарского кино. Другая тенденция в художественном отражении революционно- антифашистской темы могла бы Кадр из фильма «Инспектор и ночь» быть, хотя и несколько условно, названа лирико-романтической. Здесь я имею в виду, что в ряде фильмов доминирующим настроением и мироощущением становится лиризм. Действительность отражается сквозь призму лирического переживания, приподнятой взволнованности. В этих фильмах особенно отчетливо проявилось своеобразие болгарского кино, продолжающего романтические традиции национальной поэзии. Герои картин этого направления — восторженные, романтичные юноши и девушки, сочетающие в себе героическое и наивное, беззаветную преданность идеалу и зачастую полное неумение отстаивать его. Авторы любят своих героев, но это не мешает им и добродушно посмеяться над ними, над их неопытностью и простодушием. Короткометражная картина «Черточка» (1973) режиссера Р. Узунова и небольшая киноновелла «Откуда мы знаем друг друга?» (сценарий 9


фильма написан ветераном болгарского кино поэтом Валерием Петровым)— это своеобразный взгляд сегодняшних людей на героев картин «Первый урок» и «Как молоды мы были». Киноновелла «Откуда мы знаем друг друга?» поставлена выпускником ВГИКа режиссером Н. Русе- вым. В трудные героические годы Сопротивления существовал обычай задавать два вопроса, на которые молодые борцы должны были отвечать при каждой совместной операции: «Как мы познакомились?» и «Для чего мы собрались?» Эти вопросы не были случайными. Определенный ответ-пароль должен был обеспечить алиби при возможном провале и спасти организацию в целом и отдельных ее людей. В фильме «Откуда мы знаем друг друга?» двое молодых людей, солдат и гимназистка, которые раньше никогда не видели друг друга, должны обеспечить охрану при выносе оружия из казармы на краю города. Блестящая творческая находка Петрова состоит в том, что в своих воспоминаниях, рассказах друг другу молодые люди раскрывают перед нами себя и время, в котором им приходилось жить и бороться, свою готовность к подвигу. Очень редко случается, чтобы в одном коротком фильме было сказано так много, с таким художественным тактом и лаконизмом о необычном времени и необычных людях. Менее чем за полчаса мы узнаем о героях все: какие они, что они ценят и любят, ради чего участвуют в борьбе, каким видят свое будущее, и еще очень многое... Автор любит этих чудесных ребят и не боится со свойственным ему мягким юмором показать наивность их чувств и некоторых рассуждений. Эта манера повествования дает возможность показа драматических переходов от полета воображения к суровой действительности военных лет. Юноша и девушка всего на один шаг от гибели. И она действительно приходит по несчастному стечению обстоятельств. Они погибают, предупреждая о провале своих товарищей. Лирико-романтическая атмосфера фильма делает абсолютно естественной экспрессивную форму его финала. Убитые девушка и юноша «оживают» на экране. Авторы заставляют их встать и, обнявшись, взглянуть прямо в зрительный зал, встретиться глазами со своими сегодняшними сверстниками. Особо важную и плодотворную тенденцию в современном болгарском кино выражают фильмы, главной силой которых является эпическое начало. Эти фильмы отражают события общенародного значения, показывают роль Болгарской коммунистической партии в революционно-освободительной борьбе, раскрывают отношения человека и истории. Эпические произведения литературы, фольклора, изобразительного искусства, а также кино составляют важный компонент духовной культуры народа, имеют большое познавательное значение. И здесь мы опять можем сослаться на коллективный опыт искусства стран социализма: Советского Союза («Освобождение», 1970, и «Солдаты свободы», 1977, Ю. Озерова), Югославии («Сутье- ска», «Козара») и др. История—сюжетная основа фильмов «Зарево над Дравой» (1973) 3. Хеския, «Дополнение к 10
Tags: Болгария, Кино
Subscribe

  • ДЮНА

    “Дюна” Линча, этот фильм я смотрел в 1990 году на видеомагнитофоне, уже дома, и не досмотрел, хотя Линч мой любимый режиссер. Там какие-то большие…

  • ВСПОМНИТЬ ВАРДАНА МАМИКОНЯНА

    Армяне пока проворонили войну с Азербайджаном, имея 28 лет форы. Да, неужели нельзя было заминировать Кельбаджар, Лачин и все земли вокруг Арцаха?…

  • ЗАСТОЛЬЯ VS ФУРШЕТЫ

    Мне не по нутру популярные ныне стоячие фуршеты, заимствованные из богомерзкой Америки. По нутру – застолье на 7-9 человек в квартире с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment