zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

ОНАНИЗМ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА МИЗАНТРОПОМ

ПЕРЕДОНОВ - ЭТО ФЕДОР СОЛОГУБ

https://coollib.net/b/254518-margarita-mihaylovna-pavlova-pisatel-inspektor-fedor-sologub-i-f-k-teternikov/read

Я сейчас читаю текст Маргариты Павловой о Федоре Сологубе и его романе “Мелкий Бес”, составленный на основе писем и дневников Сологуба, и, выходит, что роман-то почти автобиография. Передонов – это почти Федор Сологуб-Тетерников в молодости. Все герои списаны с реальных персонажей.

Сам текст романа умиляет в отличие от фильма. Все эти чаепития, обращения по имени отчеству, молебны, карты, и, самое, главное, - эти бесконечные разговоры. Это так прелестно.

Потом стремление всех переженить. Свадьба - это какой-то локомотив русской литературы и у Гоголя, и у Чехова, и у Достоевского, и у Старицкого, и у Островского, и у Сологуба. После женитьбы на героев повествования неизменно должны сыпаться какие-то СОСТОЯНИЯ, МИЛЬОНЫ, ЗОЛОТЫЕ РУДНИКИ, ПОМЕСТЬЯ! Очень смешно. Поэтому по страницам романов бродят какие-то тетушки, княгини, сводницы, свахи, устраивающие протекции в Санкт-Петербурге.

Совсем иное отношение к детям. Повсюду розги, порка детей и стояние на коленях. Матушка порола Сологуба уже, когда он был учителем, а после этого он сам уже ходил по домам детей и порол их по-доброму, по-хозяйски и это считалось добродетелью.

Сологуб сообщал сестре: «Меня на днях маменька опять высекла» (28 марта 1892)[92]. Одна из поведанных ей историй очень напоминает эпизоды из «Мелкого беса» (письмо от 20 сентября 1891):

"Из-за погоды у меня в понедельник вышла беда: в пятницу я ходил на ученическую квартиру недалеко босиком и слегка расцарапал ногу. В понедельник собрался идти к Сабурову, но так как далеко и я опять боялся расцарапаться, да и было грязно, то я хотел было обуться. Мама не позволила, я сказал, что коли так, то я не пойду, потому что в темноте по грязи неудобно босиком. Маменька очень рассердилась и пребольно высекла меня розгами, после чего я уже не смел упрямиться и пошел босой. Пришел я к Сабурову в плохом настроении, припомнил все его неисправности и наказал его розгами очень крепко, а тетке, у которой он живет, дал две пощечины за потворство, и строго приказал ей сечь его почаще[93]."



Получается, что Сологубу было в этот момент 29 лет! И его высекла маменька.

И еще одно пикантное обстоятельство. "Мелкий бес" стал настоящей сенсацией в 1905 году по одной лишь причине, мне думается. Это было сродни явлению "Маленькой Веры" советскому народу. За ширмой безумия Сологуб вскользь рассказал обо всех интимных пороках. В 4 героев он впихнул – все, что только можно: Инцест, гомоэротику, соблазнение малолетнего, переодевание в женские одежды, садомазохизм и вуайеризм.

Вот, например, чем наполнена приватная переписка Сологуба.

https://coollib.net/b/254518-margarita-mihaylovna-pavlova-pisatel-inspektor-fedor-sologub-i-f-k-teternikov/read

Онанизм делает человека меланхоликом, мизантропом, эгоистом. Но человек исполнен неразрешимых противоречий. Сладострастные наслаждения есть подобие наслаждений любовных. В нем вырабатывается чувство изящного. В то же время чувство любви, нежности, хотя все это скрыто под личиной холодности и апатичности. Онанист испорчен нравственно лишь тогда, когда он имеет столкновение с грубыми, развратными товарищами и сходится с ними. Если он одинок, чувство прекрасного заставляет его презирать их. В юности он еще может возродиться, если что-нибудь разбудит и разовьет в его душе прекрасные чувства.

2-е утро. 29 июня 1881 года. Относительно способности развивать свои нравственные убеждения онанист стоит весьма высоко, если он умен. Он сознает свое падение, сознает всю грязь своей жизни, и чем грязнее его жизнь, тем чище противоречащий ей идеал. Но этого мало. Привыкнувший смело и откровенно смотреть на себя, сознавая и свое хорошее и дурное, он привыкает также прямо и свободно глядеть в глаза каждой истине. Робкий в личных отношениях, застенчивый в обществе, он смел наедине с собою и в своих логических построениях. Беспрестанно воображение его работает над картинами любви. Если он презирает свой разврат и гнусные удовольствия, которые так близки к этому разврату, то он стремится облагородить свои развратные мечты. Он убеждается, что его разврат не был бы преступен, если бы не грозил его здоровью. Под влиянием кое-каких прочитанных книг, увлекаемый своею смелою и честною мыслью, он идет далеко и разрушает основания нравственности в своем сердце. Она заменяется разумом, и он обвиняет себя уже с другой точки зрения. Начинается борьба между разумом и плотью, как раньше между условным и естественным.
Tags: Литература, Нравы, Святая Русь, Федор Сологуб
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments