

Во-первых, название каково! ДЕРВИШ ВЗРЫВАЕТ ПАРИЖ!
Во-вторых, действие фильм происходит в Нагорном Карабахе, о чем герои фильма твердят без умолку, и там нет ни одного армянина.
В-третьих, сюжет фильма весьма пикантен. Некий французский БОТАНИК в исполнении Сергея Юрского ни с того, ни с сего воспылал необъяснимой дружбой к Поладу Бюль-Боль Оглы и хочет того умыкнуть в Париж.
В-четвертых, азербайджанцы за это хотят взорвать Париж и отрезать ботанику голову.
“Что за люди. Они думают, что, сидя в Карабахе мы можем взорвать Париж. И по их прихоти отрубить голову этому неизвестному нам французу”. Это советский фильм 1977 года!



И вот, что интересно:
Прототипом Мусье Жордана послужил французский учёный-естествоиспытатель Алексис Жордан (1814—1897)‚ действительно в те годы приезжавший в Закавказье для научных занятий и изучивший, в частности, флору Карабаха, где и происходит действие в комедии. Предполагается даже, что М. Ф. Ахундов был лично знаком с французским учёным и беседовал с ним, что и помогло ему создать художественный образ ученого[3]. Отмечается, что в произведении М. Ф. Ахундов сообщает подлинные сведения о научной деятельности Алексиса Жордана и о вносимых им поправках в классификацию растений.
Действие же пьесы Ахундова происходит в Карабахе в 1848 году. Французский ботаник, член Королевской академии Жордан приезжает сюда для изучения местных видов растений. Он гостит у владетеля кочевья Текле-Муганлы Хатамхан-аги. Его племянника, молодого Шахбаза привлекают рассказы Жордана о Париже и он собирается ехать туда вместе с Жорданом учиться наукам. Но этого не хотят его невеста Шарафниса и тётя Шахрабану-ханум. Чтобы помешать поездке, они прибегают к помощи известного дервиша Мастали, приехавшего из Ирана. За сто червонцев, которые Мастали дали наивные и суеверные женщины, он начинает разрушать столицу Франции. Мастали произносит страшные заклинания, вызывает чертей и дьяволов и даёт им приказание одним ударом разрушить Париж, подобно тому, как он разрушит его изображение. Дервиш устремляется к разложенным на полу дощечкам, изображающим грешный город, и одним сильным ударом разбивает их вдребезги. Вдруг раздался сильный стук в дверь и вошедший мусье Жордан в волнении сообщил о том, что Париж разрушен и что он немедленно должен ехать во Францию. Женщины испугались быстрого исполнения магических действий Мастали. Даже сам дервиш в страхе от содеянного прячется за занавесью, чтобы его никто не обнаружил. А на вопрос прибежавшего Хатамхана: «Кто же разорил Париж?», Жордан отвечает: «Черти!.. Сатана!.. Дьяволы!.. Злодеи!..» У женщин не остается никаких сомнений, что Париж разрушил дервиш Мастали. На самом же деле в Париже произошла революция, а король бежал. Напуганный этим, Жордан должен немедленно покинуть Карабах. Он уезжает, а Шахбаз остаётся. Женщины торжествуют.
А вот весьма странные данные о самом Ахундове:
Не увидев у молодого Ахундова зрелого разума, должной убеждённости в вере и наличия искренности Мирза Шафи Вазех отговорил его делать религиозную карьеру[10]. Об этой встрече М. Ф. Ахундов впоследствии подробно писал:
согласно велению моего второго отца, я каждый день ходил к этому человеку и учился у него искусству писать почерком «наста'лик». В процессе учёбы я подружился с ним, между нами возникла дружба и ИНТИМНОСТЬ.
Однажды он спросил меня: — Мирза Фатали, изучая науки, какую ты преследуешь цель? Я ответил, что хочу стать духовным лицом. Он сказал мне: — Значит и ты хочешь быть мошенником и шарлатаном?
Это меня поразило и удивило: Что это означает? — Мирза Фатали, — сказал Мирза Шафи, посмотрев на меня, — свою жизнь не проводи среди этих отвратительных людей, выбирай для себя другую профессию!
Когда я полюбопытствовал узнать о причинах, побудивших его с отвращением относиться к духовенству, он начал говорить о таких вещах и приводил такие доводы, которые до того времени для меня были покрыты мраком неизвестности. До возвращения моего приёмного отца из Мекки Мирза Шафи объяснил мне все основы просвещения и снял пелену с очей моих, мешавшую мне видеть и ощущать мир. После этого случая я возненавидел духовенство и изменил свои намерения[11].