zheniavasilievv (zheniavasilievv) wrote,
zheniavasilievv
zheniavasilievv

Categories:

КТО УБИЛ СТАЛИНИЗМ?

Полвека прожито. Время-наркотик заглушило страсти и былые величия. 30% знакомых и родственников – уже в могиле. Вдруг подумалось, что я же самый старый в ЖЖ. Никого почти старше меня и нет уже.

И одна мысль поразила меня, как молния. Я родился в 1969 году. Сталин умер в 1953-м, то есть со смерти Сталина до моего рождения прошло всего 16 лет! Что такое 16 лет, если отсчитать их обратно с 2019 года? Это - 2003 год. Почти наше время, интернет, Путин уже кошмарит телевидение, я уже работаю фрилансером, “Фабрика Звезд”, “лесбиянки” “Тату” покоряют “Евровидение”. Как грибы растут Торговые центры, россияне пересаживают с подержанных иномарок на новые. У всех уже есть мобильный телефон, у половины населения - интернет.



Почему же тогда в детстве мне казалось, что “сталинское времена”, голод, разруха, война, немцы, о которых часто рассказывали родители, и о которых часто напоминали учителя, мол, “не понимаете, Вы дети, как вам повезло жить в 70-ые! У вас все, есть! Вы жизни не видели! Учитесь у нас!” - нечто чужое.

Мы же, школьники, пресекали эти разговорчики. Что было - то прошло, какая-такая война и немцы? Какие “враги народа”? Это все было в каком-то мохнатом году, во времена незапамятные, библейские. А сейчас у нас суперсерия “Крылья Советов-Буффало Сейблз”, “Бони-М”, “АББА”, японский магнитофон, игровой автомат “Морской Бой” и озеро Рица.



В 70-ые казалось, что заплесневелый дух сталинизма, рассказы о Вале Котике, Павлике Корчагине, Сталинградская битва – это что-то из области реформ Петра Первого и покорения Крыма, душная документальная хроника и дурацкие фильмы “Волга-Волга”, “Кубанские Казаки” – это все из другой страны.

А сейчас у нас “Соломенная шляпка”, где Миронов вальяжно женится на приданном. Как же так? Куда так быстро за 16 лет исчезла сталинская Россия? Да, я не помню себя в 1969 году, но уже в 1974 году я ясно ощущал тектонический разлом между сталинской традицией и порядками “современности”.

Но! На самом-то деле, любой 35-летный человек в 1975 году был оттуда из “Сталинского Гулага”! Возьмем к примеру героев “Иронии Судьбы”.

Женя Лукашин, Галя, Ипполит, Ширвиндт, Брыльская, Бурков – родились этак в 1934-1940 годах. Они пережили эвакуацию, смерть отцов, видели трупы, раненных, бомбежки. В 1952 году они уже ходили в 5-7 класс, а на Колыме еще выживал из последних сил Шаламов, “Гулаг” еще работал стахановскими методами, “врачи-отравители” губили товарища Жданова, хотели погубить и товарища Сталина, но Лидия Тимашук во-время его спасла.

Но прошло всего 16-20 лет и сталинская повестка совсем не чувствуется в Сандуновской бане, в аэропорту и лифте с собакой. У меня такое впечатление, что сценарий “Иронии судьбы”, не тот 2007 года, а 1975 года и пьеса Брагинского с минимумом изменений могла бы стать СОВРЕМЕННЫМ ФИЛЬМОМ 2019 года. Как же так?

Почему так произошло? Почему герои фильмов 70-х через какая-нибудь гражданка Никанорова, Безбилетная пассажирка, или даже Матроскин из “Простоквашино” - мне ближе через (хотя прошло почти 50 лет), чем Коммунист из фильма “Коммунист” в 1977 году. Ведь между 1957-м годом и 1977-м пролетело всего 20 лет? А между 1975 и 2019 – 44 года!

И я решил пройтись по художественным фильмам, чтобы найти точку слома. Посмотреть на эпоху сквозь призму кинематографа. Может удастся что-то засечь?

Тут, конечно, все вспомнят “Оттепель”, вереницу “антисталинских” фильмов. Но я вглядываюсь во все эти фильмы, в этих флагманов Оттепели, и нахожу их все же безумно “сталинскими”! “Анти-сталинскими” по форме, но “Cталинскими” – по парадигме. И Оттепель, и Ленинизм, и НЭП, и Сталин это часть какого-то большого нарратива, назовем его Модерн, который уходил своими корнями в России куда-то в век 19, в Европе вообще в эпоху Возрождения.



“Летят журавли”, “Высота”, “Жестокость”, даже “Неотправленное письмо”, все эти Гагарины, поэты-шестидесятники, фестиваль молодежи, “Живет такой парень” даже Шукшин, и все пейсатели-деревенщики и их враги космополиты, и Хуциев с его “Июльским Дождем”, И Тихонов в “Доживем до Понедельника” – это все Модерн, эти поиски правды, это желание поучать собеседника, это мерзопакостная “антисоветская-советская” тошнота.



А когда же появились настоящие современные люди? Вот Бузыкин из Осеннего марафона или “Старший сын” Караченцов – это современные, а точнее уже “пост-современные” люди. Неоднозначные, парадоксальные, опытные. Они могли бы перенестись с брежневской эпохи в 2019 год почти без изменений.



…Я нашел эту точку слома. Первый антисталинский и антисоветский фильм. Это – “Самогонщики” Леонида Гайдая. Да, да, именно Гайдай сломал об коленку пафос советского идеализма во всех его изводах – ленинском, толстовском, достоевском, сталинском, хрущевском. Первые наши современники – это Вицин, Моргунов и Никулин из избушки в дремучем зимнем лесу. Реабилитация человеческого порока, с нею и Хомо Спиенса – якобы через высмеивание – вот, что такое Гайдай!



“КОРОЧЕ, СКЛИФОСОВСКИЙ!” – вот ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА ИЗ 21 ВЕКА. Это же предтеча сетевого срача!



А фразы: “Мир дураков необыкновенно разнообразен”, “Почему одни дела обязательны для одних людей и не обязательны для других?, “Счастье — это когда тебя понимают” – осетрина второй свежести, 19 век, сталинизм, Модерн-с.

Гайдаевский нарратив, который видит в подлости – величие стал похоронной процессией, который понес на кладбище и Сталина, и Ленина, и комиссаров в пыльных шлемах. “Идиот! Дитя́м мороженое!!”, “туалэт типа “сортир”, “Жить, как говорится, хорошо, — А хорошо жить ещё лучше!” – вот голос XXI века!




Гайдай, змей лукавый был самым страшным врагом советского проекта. Он был еще хуже, чем Высоцкий, Окуджава и Битлз, Хуциев и Калатозов вместе взятые. Конечно, далеко не только кино и не только один Гайдай прикончил СССР, а с ним, и Сталина, и Ленина, и Некрасова, с Толстым, всю эти гниль из народных печальников.

Тем не менее, крах прошло очень быстро. Где-то в 1965-1970 году СССР скончался. Труп покрыли льдом, чтобы никто не заметил. Как у Кустурицы в “Белой Кошке, Черном Коте”. Так он пролежал до 1987 года, когда окончательно сгнил.

Tags: Бытие и время
Subscribe

  • BEGINNER’S GUIDE TO ADVENTURES OF THE YELLOW SUITCASE

    It is only an introduction to a comprehensive workup of the so-called Soviet “Children’s Cinema”.

  • АДОЛЬФ ГИТЛЕР

    На студии "Парамаунт Пикчерз" приступили к съемкам нового блокбастера "Адольф Гитлер”. В роли фюрера снимается американский…

  • ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ

    Кинолента Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян" – отнюдь не былинный шедевр, зато это одно из страннейших и вычурнейших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • BEGINNER’S GUIDE TO ADVENTURES OF THE YELLOW SUITCASE

    It is only an introduction to a comprehensive workup of the so-called Soviet “Children’s Cinema”.

  • АДОЛЬФ ГИТЛЕР

    На студии "Парамаунт Пикчерз" приступили к съемкам нового блокбастера "Адольф Гитлер”. В роли фюрера снимается американский…

  • ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ

    Кинолента Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян" – отнюдь не былинный шедевр, зато это одно из страннейших и вычурнейших…